137. МОЗАИКА С ПОПУГАЕМ И ЦЕСАРКОЙ
Инв. II 1e 2954
Римская империя. III в.
Тессеры каменные: зеленого, красного, коричневого, белого, синего, голубого цветов
Дл. 30; Ш. 30,5
правый верхний угол реставрирован; царапины по краям; некоторые кубики утрачены
с 1970 – ГМИИ (приобретена у С.А. Клепикова)
Небольшая мозаика представляет собой почти квадратное поле, обрамленное простой узкой рамкой. В нем помещены друг над другом, головами в разные стороны, две птицы: внизу цесарка, вверху попугай. Птицы так плотно вписаны в отведенное пространство, что у цесарки рамкой срезан хвост, а интервалы заполнены формально: фруктами и веточкой. От обеих птиц идут косые узкие тени.
У цесарки (Numida meleagris) единым росчерком отмечен контур спины, зато мягкий живот исполнен неровными, зазубренными перышками, ее пестрое черно-белое тело1 имеет узкое маховое крыло с полосатым окрасом. Замечательно показаны крупные, с тяжелыми пальцами и коготками ноги, твердо стоящие на затемненной полосе основания. Выразительна голова птицы, ее тяжелая поступь, недоверчивость и любопытство: ей очень хочется знать, что такое яблоко и можно ли его попробовать.
Попугай, из семейства ожереловых, принадлежащий к виду александрийских (Psittacula eupatria), показан цельным силуэтом, с красной полосой на шейке («ожерелье»), ярко-вишневым с желтизной клювом и зеленым оперением. Как писал Овидий об одной такой особи, принадлежавшей его возлюбленной Коринне:
«Перьями крыльев затмить ты хрупкие мог изумруды,
Клюва пунцового цвет желтый шафран оттенял»2.
До эпохи эллинизма попугаи были неизвестны классической древности (о них не упоминают ни Библия, ни Ригведа), общепринятым считалось их происхождение из Индии3. По легенде, одна из восточных цариц, Кандака, подарила Александру Македонскому две сотни этих редкостных птиц4, и они очаровали и греков, и египтян, и римлян. Широкой популярности птиц способствовало их включение в пышное дионисийское шествие, устроенное Птолемеем II Филадельфом5 в Александрии, которая стала с тех пор главным центром торговли попугаями в Египте. В Риме они развлекали скучающих богачей, которые кормили их ненадлежащим образом и ради потехи поили вином; птицы, несмотря на отпущенную им природой долгую жизнь6, часто умирали молодыми, как попугай по кличке Мелиорс у Стация, живший в серебряной клетке с украшениями из слоновой кости и красных дисков7. «Зеленый владыка Востока» удостоился скорби поэта, а Овидий по случаю помянутого выше любимца Коринны написал элегию с двустрочной эпитафией8. «Александеры» сильно уступают в речевых талантах серым попугаям, могущим «говорить, как Цицерон», но и их ценили за способность к человеческой речи.
Стиль исполнения мозаики еще достаточно сочен и живописен, хотя диссоциация разных предметов, их формальное сочетание и заполнение промежутков атрибутами говорят о потере интереса к сюжетной композиции, свойственной позднему Риму9; такой принцип в мозаике просуществует до VI в.10. При этом утрата натуральных связей между объектами изображения отнюдь не означает бессмысленности композиции. Цесарка не случайно помещена внизу – она представляет земное, нижнее, стихийное женское начало; эти птицы весьма эмоциональны и при малейшей тревоге бегут «друг за другом длинными вереницами», бросая и гнездо, и детенышей; они суетливы, драчливы, постоянно шумно стрекочут11. Черно-белое оперение, плотное тело и голая голова с наростами тоже говорят в пользу «низа». У попугая же роскошный яркий хвост, составляющий чуть ли не половину длины всего тела, красивая медальерная голова с коротким строгим клювом, красное «ожерелье», органично соединяющее голову с телом. Он – «социальная», организованная, умная птица, бесстрашно сражающаяся и за детенышей, и за свою свободу12, и единственная из всех способная говорить человеческим языком. Попугай явно представляет верховное, небесное, мужское, интеллектуальное начало в этой, казалось бы, случайной группе птиц.
Л.И. Акимова
________________
1 См.: «Цесарка» // БСЭ. М., 1957. Т. 46. С. 578: «Оперение цесарки густое, белого, серого и голубого цветов с белыми блестящими точками, которые выделяются даже у белых цесарок».
2 Ср. Ovid. Amor. II. 6. 21–22; Овидий, 1963. C. 63.
3 Keller II, 1913. S. 45f.
4 Ps.-Callisth. III. 18.
5 Athen. V. 27–32.
6 В неволе попугаи могут прожить до 70 лет. По замечанию А. Брема, птицам доводилось выживать даже после вымирания принявших их семей, а «некоторые видели и пережили, как гласит одно предание, гибель целого народа» (Ал. Гумбольдт упоминал о попугае, говорившем на языке вымершего племени атуров) – Брем, 1992. С. 152.
7 Amar, Lemaire, 1825. Liber II: Carmen I. "Glaukias Atedii Melioris delicatus".
8 Ovid. Amor. II. 6; Овидий, 1963. Эпитафия гласит: «Сколь был я дорог моей госпоже – по надгробию видно. / Речью владел я людской, что недоступно для птиц».
9 Диссоциация предметов, утрата между ними композиционно-сюжетных связей и трансформация в символы широко внедрялась в римском искусстве начиная с III в. Близкой аналогией нашему памятнику представляется мозаика из Лептис Магны в музее Триполи, III в. – Schneider, 1983. S. 104, Abb. 20. S. 105 (text). Панно имеет тоже почти квадратный формат, обрамлено такой же ширины темноватой рамкой. В нем в два яруса вкомпонованы фигуры: снизу лежащий козлик, справа от него анфас стоящая птица с поднятой головой. Выше – слева такая же птица в профиль (куропатка?), справа заяц, поедающий виноградную гроздь. Все интервалы заполнены аналогично: короткими ветвями, фруктами, фруктами на веточках, но изображение более плотно, материально и сухо, без теней под фигурами, почти без воздуха. К сожалению, нам не удалось найти источник, по которому приведены иллюстрации: Africa Italiana 45, 1933. Р. 42–43, fig. 29–30; 46, fig. 33.
10 См.: Dunbabin, 1999. P. 179, fig. 190 (мозаика V в. из Антиохии в Балтиморе с центральным львом, вторгающимся в поле из квадратных ромбов, с помещенными в них птицами, ветками, калафами и т.д.); P. 200, fig. 212 (мозаика из церкви Апостолов в Мадабе, Трансиордания, 578–579 гг., с бюстом Талассы [Море] в центральном медальоне, окруженным ковром из геральдических птиц по сторонам деревцев (Bleiberg, 2006. Fig. 27 [V в.]). В Риме этот принцип впервые программно оформлен в мозаиках Мавзолея Константины (337–351), но еще, так сказать, в натуральном, а не схематично-формульном виде (см.: Dunbabin, 1999. P. 249, fig. 264), хотя предпосылки к такому решению созрели уже в середине II в., как показывает мозаика из Дома дионисийской процессии в Тиздре (Эль-Джем, Музей): медальоны с изображением Времен года выделены ромбами с вогнутыми стенками, благодаря чему в оставшихся четырех полях помещаются отдельные предметы: птицы, рыбы, плодовые ветви (Dunbabin, 1999. P. 109, fig. 108). Здесь это как бы иллюстрация к теме «Времена года», но уже намечены символические связи между отдельными предметами.
11 Брем, 1992. С. 196 («Цесарки»).
12 Брем, 1992. С. 152 («Попугаи»).