129. ПАЛЬМИРСКАЯ СТЕЛА АБХИ
Инв. II 1а 647
Пальмира, Сирия. Ок. середины II в.
Песчаник серовато-белого цвета
В. 60; Ш. 44; Т. 25
основание плиты обломано, сколы по краям, потертости; поврежден кончик носа
приобретена И.С. Остроуховым; с 1929 – ГМИИ (поступила из Музея иконописи и живописи, бывшее собрание И.С. Остроухова)
Щербаков, 1930. С. 36; Кобылина, 1939. Ил. 64; Соколов, 1964. С. 8–11; Соколов, 1965. Ил. 80; Бритова, Лосева, Сидорова, 1975. С. 83, ил. 138; Античная скульптура, 1987. С. 113–114, № 70
Среди богатых римских провинций одно из почетнейших мест принадлежало Сирии, в состав которой при императоре Тиберии (14–37 н.э.) вошел переименованный в Пальмиру Тадмор. Время процветания Пальмиры, роскошного «города пальм» на границе Сирийской пустыни, – II–III вв., когда «Венеция на твердой земле»1, стоявшая на караванном пути, соединила Индию и Дальний Восток с римским Средиземноморьем. Ярчайший момент ее истории связан с царицей Зенобией, восставшей против Рима после предательского убийства ее мужа Одената (фактического наместника Азии) и даже захватившей Египет. Это было в 267 году. Император Аврелиан дважды жестоко усмирял мятежную провинцию, пока через шесть лет ее не удалось лишить и политической, и культурной значимости.
Искусство Пальмиры – одна из интереснейших страниц мировой культуры. Созданное на древневосточной основе, оно сначала, в эпоху Селевкидов (311–65 до н.э.), впитало в себя греческие, а затем и римские традиции, тесно переплетшиеся между собой на местной почве. Помимо нескончаемых великолепных колоннад, храмов, театра, портиков Пальмира известна своими усыпальницами, открытыми на окраинах города, – не только башнями или надземными гробницами, но и разветвленными комплексами подземных склепов-гипогеев2, украшенных богатыми скульптурами (росписи редки), в том числе широко известными надгробиями, к числу которых принадлежит и настоящий памятник.
Стела, исполненная из мягкого серовато-белого песчаника, представляет собой прямоугольную плиту, из которой фронтально выступает горельефный поясной бюст женщины в хитоне и плаще. Ее руки придерживают плащ. Тяжелая ткань проработана резкими, жестковатыми складками. У изображенной благородное лицо с выразительными чертами и своеобразный рисунок рта, в котором М-образная верхняя губа перекрывает нижнюю. Большие глаза подчеркнуты пластичными веками, в них обозначены радужка и зрачок, приподнятые к верхнему веку. На шее три вреза – «кольца Венеры». Лоб повязан вышитой диадемой, с секциями ромбической сети и вертикальных рядов «жемчужника». Из-под нее выбиваются в стороны по пять волнистых прядей, на голову надет обычный для пальмирских матрон местный головной убор в виде слоистой шапочки (часто именуемый тюрбаном), накрытой сверху покрывалом. В ушах – серьги в виде гроздей винограда, популярные в Пальмире во время правления Антонина Пия (138–161). Слева от головы идет трехстрочная надпись на арамейском языке: «Абха, дочь Аху, увы!» Общая строгость образа, немногочисленность атрибутов, показательная форма серег и классический дух изображенной позволяют датировать памятник около середины II в.
Стела типична для искусства Пальмиры этого времени, но внимательный анализ показывает особую тонкость работы: лицо ориентировано не фронтально, как на многих памятниках3, а со взглядом чуть вверх и в сторону, руки не просто поставлены под прямым углом, а оригинально держат край плаща, так что возникает некая игра живой плоти и драпировок; лицо трактовано богаче, мягче.
Сам тип надгробия с поясным изображением ближе к Риму, где в отличие от Греции не любили представлять фигуру целиком и где такие плиты, как в Пальмире, нередко закрывали места захоронения; на пальмирских стелах очевидно и римское стремление к портретности. В эллинской традиции – имперсональность образа умершей, запечатленной в безличном героическом статусе; в греческом же ключе звучит и эпитафия, без признаков персонализма, биографических и прочих данных. К местным особенностям принадлежит весьма условная проработка пластики без явных модуляций, с определяющей ролью резких, четких, по-особому выразительных графических черт. Как часто случается в периферийных районах, графика заменяет пластическую трактовку объемов. В образе, несомненно, доминирует «восточная» основа: искусство Пальмиры тесно связано с культурой парфянской Вавилонии; как выразился известный знаток сирийской культуры А. Сейриг, «даже ее эллинизм пришел к ней с востока»4.
Такие стелы предназначались для подземных гипогеев с нишами, в которых помещался прах покойных и которые обходили гробницу рядами ярусов. В центре или у главной стены против входа, иногда в торжественной арочной нише мог помещаться саркофаг основателя рода или одного из важных его представителей, как то известно по хорошо сохранившейся гробнице Ярхаи, второй половины II в., в Национальном музее Дамаска5 (рис. 32).
Л.И. Акимова
________________
1 Шлюмберже, 1985. С. 73.
2 Шлюмберже, 1985. С. 80 сл.; Чубова и др., 1985. С. 82 сл., 98 сл.; Stracky, 1952.
3 Ср. Сomstock, Vermeule, 1976. N 404, p. 258.
4 Seyrig, 1940. P. 33.
5 Kraus, 1967. Taf. 404, S. 295.