125. ЮНОША ЛАНГЕ
Инв. II 1a 1047
Римская империя. Начало I в.
Мрамор белый мелкозернистый с золотисто-коричневой патиной
В. 35; Ш. 17; Т. 20
утрачены часть носа, края ушей и прядь волос вдоль левого уха; сколы на шее, сбои и потертости поверхности; шея в позднейшее время была подтесана так, что образован прямоугольный выступ, возможно, предназначенный для монтировки головы к постаменту
до 1970 – собственность Б.Н. Ланге; с 1970 – ГМИИ (приобретен у А.Б. Ланге)
Сидорова, 1973. С. 65–69, № 1; Бритова, Лосева, Сидорова, 1976. С. 38, ил. 59–60; Античная скульптура, 1987. С. 101, № 60
Портрет получил название по имени его первого владельца, художника и преподавателя Строгановского художественного училища Бориса Николаевича Ланге (1888–1969); ту же фамилию носил и передавший его в Музей сын владельца, Александр Борисович, известный энтомолог, сотрудник биофака МГУ им. М.В. Ломоносова.
Представлен юноша с открытым, смелым лицом, пронизанным внутренней порывистостью. Он только-только вышел из возраста тинейджеров, о чем говорят и целеустремленный взгляд со спрямленными бровями вразлет, и по-детски припухшие губы. Ряд черт – «треугольное» лицо с широким лбом и узким подбородком, равно как и длинная шея с обозначенным кадыком – иконографические признаки ранних Юлиев-Клавдиев, к которым можно причислить и данный портрет. Он явно исполнен одаренным греческим мастером в греческом же материале – паросском мраморе (определение французского антиковеда Пьера Девамбеза, 1971), очевидно, в Афинах.
Вероятно, представлен один из усыновленных Августом его внуков от единственной дочери Юлии – Гай или Луций Цезари1. Гай Цезарь (20 до н.э.– 4 г.) был старшим сыном Юлии и Марка Випсания Агриппы, а Луций Цезарь (17 до н.э.– 2 н.э.) – средним из пятерых детей. Август усыновил обоих в 17 до н.э. – трехлетнего Гая и новорожденного Луция, возлагая на них большие надежды и досрочно вводя в политическую жизнь. Так, старший, особо перспективный Гай уже в 14 лет был назначен консулом (с пятилетней отсрочкой вступления в должность) и введен в коллегию понтификов, а через год стал сенатором и получил право командовать римской конницей. Участие в войне за Армению, которую захватили парфяне (в 1–2 годах), закончилось для Гая Цезаря тяжелым ранением (он был пронзен копьем предателя Аддуя), сложением полномочий и возвращением в Рим. В 4 г. н.э. он скончался в ликийском городе Лимира, в Малой Азии. Луций Цезарь умер двумя годами ранее в Галлии, в Массилии (Марселе), тяжело заболев по дороге в Испанию, наместником которой был назначен. Возможно, смерть юношей была делом рук амбициозной супруги Августа Ливии, добивавшейся передачи трона ее сыну Тиберию, которого, оставшись без наследников, Август вынужден был усыновить в 4 г. н.э.
Время создания памятника выходит за рамки жизни принцев, но это не говорит против возможной его связи с такими моделями: в Риме были широко приняты посмертные портреты, тем более лиц из правящих кругов. Портретное сходство Юноши Ланге с сохранившимися изображениями Гая и Луция (рис. 34) очевидно. Но примечательно отличие греческого портрета2 от римских – он внутренне окрылен, лишен прозаизма и нарочитого пуританства, наследия республиканской традиции с ее «веризмом».
Судя по круглому обрезу шеи, голова вставлялась в отдельно изготовленную статую, возможно, представлявшую тогатуса – юношу, задрапированного в тогу.
Л.И. Акимова
________________
1 Cм. иконографию принцев: Pollitt, 1987.
2 Ср. также греческой работы портрет Гая или Луция Цезаря из Афин, конца I в. до н.э. – начала I в.: Kaltsas, 2002. N 600, p. 316–317.