123. ФИГУРНЫЕ СОСУДЫ

Скрыть отдельные предметы

Зооморфные сосуды, появившиеся в III тыс. до н.э. на территории Иранского плоскогорья, распространились широко за его пределами1. В основе их происхождения лежат верования о воплощении богов в образы птиц и зверей. Поэтому сосудам, в зависимости от локальных почитаемых божеств, придавали вид различных животных, среди которых баран занимал не последнее место.

В коллекции ГМИИ хранится большой фигурный лекиф в виде головы барана, цилиндрической формы, стоящий на основании с выделенным плоским бортиком (№ 123.1). Лицевая сторона представляет собой пластичную, тонко моделированную морду животного. Крутые завитки рогов свернуты в плоские спирали и украшены лентой, концы которой спускаются по обеим сторонам. В больших выразительных глазах отмечены радужка и зрачки; удлиненный нос с горбинкой имеет углубленные ноздри. Между рогами расположено невысокое горлышко сосуда, вдоль затылка переброшена ручка. Лоб, шею и тыльную сторону покрывают плоские завитки шерсти.

Иной образ животного представляет плоский сосуд (№ 123.2). Хорошо профилированы детали горбоносой морды: закрученный на конце рог с насечками годовых колец; длинное ухо; надбровная дуга, нависающая над закрытым глазом; плотно сомкнутый рот. Защипами обозначена шерсть на лбу и на щеках животного. Небольшие размеры, закрытая форма сосуда и наличие нескольких отверстий, проделанных в ушной раковине, позволяют предположить в нем фимиатерий, курильницу, широко используемую в культовой практике, хотя на поверхности рога имеется и маленький слив.

Подобные фигурные сосуды были открыты в процессе раскопок храмов, святилищ и алтарей2. Возможно, наряду с дарами они входили в состав храмового имущества и использовались в ритуалах, посвященных божествам, в жертву которым приносили этих животных. Жертвоприношение могло совершаться сожжением, от которого дым и запах подобно фимиаму возносились к небесам, или возлиянием крови убитого животного подземным богам и душам умерших. В некоторых случаях кровь заколотого на алтаре животного собирали в чаши и переливали в сосуды, повторяющие образ жертвы. Это объясняет величавое спокойствие, а порой и безжизненность воспроизведенных на сосудах баранов, ведь перед нами изображения подготовленных к закланию или уже принесенных в жертву животных.

Круг богов, с культами которых был связан баран, достаточно широк. Так, статуэтки этого животного являлись вотивами, посвященными в храмы Зевса, Аполлона и Гермеса. Украшение в виде лент, воспроизведенное на первом сосуде, в свою очередь, соответствует убранству жертвенных животных, предназначенных Дионису и кабирам. Вероятнее всего, рассмотренные изображения стоит связывать с криоболием (criobolium), обрядом заклания баранов в честь Аттиса и Великой матери богов, который наряду с популярным тавробилием (taurobolium – «жертвоприношение быков») получил широкое распространение после 134 года на территории Римской империи, в частности в Малой Азии3.

Т.А. Ильина


________________

1 Подробнее о зооморфных сосудах см.: Сорокина, 1997.

2 Akurgal, 1983. S. 160, Taf. 132; 137 (Смирна).

3 CIL VI. 505, 506.

Сайты Музея