120. БРОНЗОВАЯ ГОЛОВА ЮПИТЕРА ЛИБЕРА
Инв. II 1a 11
Рим. Третья четверть I в.
Бронза, полое литье; доработка резцом
В. 41; Ш. 28; Т. 23
пятно коррозии на лбу, венок приклеен, повсеместные повреждения на волосах по нижнему краю головы
до 1924 – собрание графов Уваровых; 1924 – ГИМ, Москва; с 1924 – ГМИИ
Шварц, 1888. С. 17–30; Reinach, 1903. Pl. 239, р. 194; Античная скульптура, 1987. С. 90–91, № 50
По легенде, голова Юпитера была найдена в Помпеях графом С.С. Уваровым1. Она исполнена из темной, почти черной бронзы (с большим содержанием свинца), кругло обрезана вдоль шеи. Невысокий лоб бугрист, брови с рельефно показанными волосками трагически изломаны, нос с легкой горбинкой хорошо очерчен, рот скорбно приоткрыт, так что в нем видны зубы. Голова со скошенным теменем и слабо проработанным реверсом выдает римское чувство формы с его «фасадным восприятием». При этом заметно противоречие между скорбным образом бога и его нарочито красивой, импозантной внешностью. Лицо обрамлено пышной рамой волос – небольшая борода с закрученными прядями-спиралями переходит в высокую прическу наподобие короны2, уложенную крупными волнами и увенчанную пиниевым венком.
Изображен страдающий бог – явно Юпитер, судя по изысканности его прически и особому величию облика, в ипостаси Либера (вариант греческого Зевса-Диониса3). В отличие от Зевса, главы греческого пантеона, у Юпитера была сложная биография: на местную италийскую основу наложились греческие, этрусские и южноиталийские представления, создав сложную амальгаму. Кроме того, уже в ранней империи синкретически сливались образы разных богов. Так появилась фигура Юпитера Либера. Изначально Liber или Liber pater (Отец-освободитель), ритуальный партнер богини Либеры, был богом жизнетворящей влаги (судя по производству имени от корня lib – libera, liberalis), покровителем плодородия природы во всех ее формах – растительной, животной и человеческой. В честь пары Либер – Либера в Риме справлялся весенний праздник Liberalia (17 марта), на котором пожилые матроны, увенчанные плющом, покупали жертвенных коров (liba) и сжигали их на переносном очаге (foculus); мальчики в этот день проходили своего рода инициацию, получая одеяние взрослых, toga virilis («мужская тога»). С праздником был связан мощный фаллический культ: фаллос возили по полям и по городу, затем доставляли на форум, где одна из знатных матрон возлагала на него венок, после чего он отправлялся в святилище4.
Либер, исконно италийский бог, почитавшийся у всех племен – осков, сабеллов, самнитов, фрументов и прочих, с течением времени слился с греческим Дионисом, имевшим два ритуальных титула аналогичного типа – Элевтерий (Έλευτέριος – Освобождающий) и Люсий (Λύσιος – Развязывающий); в частности, первый встречается в греко-латинском тексте-билингве знаменитого Анкиранского памятника (Monumentum Anciranum), 10-х годов I в.5. Проникновение дионисийского культа в Рим (известны изображения Либера с виноградной лозой6) оказало глубокое воздействие на формы почитания древнего аграрного Либера, превратив его в мощное мистериальное божество, с массой почитателей и оргиастических праздников. Уже в 186 до н.э. вышел запрет сената на организацию вакханалий, но это не дало больших результатов – сам Юлий Цезарь в I в. до н.э. посвятил Либеру храм. Юпитер Либер, вероятно, стал оргиастическим богом, умирающим и воскресающим, чему и были посвящены мистерии, в которых люди прижизненно приобщались к опыту смерти.
Пиния (греч. πίτυς, πεύκη в его культе играла важную роль; в пиниевых венках в римское время широко фигурировали персонажи Вакхова круга – сатиры, силены, менады. Почему именно пиния оказалась связана со «страстями»? Вероятно, потому, что в некоем древнем ритуале смерть-воскрешение бога-мужчины связывалась именно с этой богиней-деревом, часто выступающей аналогом или заменой сосны. Об этом говорит целый ряд фактов, в том числе отношение пиниевого (или соснового) венка к Истмийским играм7 в честь утонувшего младенца Меликерта: его вручали победителям – как в Дельфах лавровый; кроме того, женщина-древо включена в историю соперничества бога северного ветра Борея и козлоногого Пана; она была равнодушна к обоим, но злобный Борей сбросил ее в пропасть (=в море), и с тех пор она ненавидит его, Пана же, напротив, любит8. Важно и свидетельство о повешении на этом дереве некоего персонажа9, что в системе ритуала означает спасительный акт: утопление в море=смерть, вознесение на древе=возрождение10.
Отзвуки культа священной сосны-пинии сохранились в некоторых римских обрядах. Так, во время справлявшихся в честь Либера праздников на ветви пинии вешали ритуальные изображения oscilla11 – знаки спасения бога из мира смерти12. Культ Юпитера Либера в Италии засвидетельствован надписью из Пренесте13; о нем упоминает и Вергилий в своих «Георгиках»14. Еще два бога в Риме широко связаны с сосной-пинией – это Сильван, покровитель лесов и садов (cр. прозвище domesticus), постоянно изображаемый с ветвью пинии в руке или же в пиниевом венке15, и вышеупомянутый Пан, в римское время прочно вошедший в дионисийский круг;16 эти боги включены в ритуал священного древа более косвенными узами; образы их в искусстве, в отличие от Юпитера Либера, не затронуты скорбью17. В нашем собрании есть еще две римские головки богов в пиниевом венке, обе неопубликованные: одна, со скорбно приоткрытым ртом18, явно передающая тип Юпитера Либера, вторая19, может быть, и представляющая Сильвана.
Л.И. Акимова
________________
1 «...Каких-либо точных данных касательно происхождения памятника у нас не имеется: известно только то, что он был вывезен основателем Порецкого музея, графом С.С. Уваровым, из Италии и, по воспоминаниям, считается найденным в так называемом доме Императора Николая, т.е. в жилище, в древности принадлежавшем частному лицу. Каких-либо сведений о месте помещения памятника и об окружавшей его в древности обстановке не сохранилось» (Шварц, 1888. С. 17). По поводу идентификации предполагаемого местонахождения бронзовой головы автор отсылает к книге: Overbeck, 1875. S. 236, где указано только, что помпейские дома назывались по имени высоких, часто коронованных особ, в присутствии или в честь которых их открывали археологи: так появились дома в честь русского царя (дом Императора Николая), а также в честь короля Пруссии, короля Англии, великого герцога Тосканского и т.д.
2 Высокая, очень пышная, правильно уложенная прическа впервые отчетливо заметна у греческого Зевса в конце III–II вв. до н.э.; ср. мраморную фигуру из Пергама (LIMC VII, 1997, Zeus 261, p. 348), колоссальную голову из Стамбула III–II вв. до н.э. (LIMC VII, 1997, Zeus 264, p. 348).
3 Шварц, 1888. С. 30, прим. 35 («...по каким-либо случайным причинам тип этот мог <...> возникнуть уже на греческой почве»).
4 Liber pater (Schur) // RE, 1925. Hbbd. 25. Sp. 68–74; Liberalia (Schur) // RE, 1925. Hbbd. 25. Sp. 81–82.
5 Mon. Anc. 10. 11. «Анкиранский памятник» (от Анкира, современная Анкара, в провинции Галатия) составляет текст «Деяния божественного Августа», начертанный на храме Августа и Ромы конца I в. до н.э. после смерти Августа, в 14 г.; греческий текст идет снаружи, латинский внутри.
6 Daremberg, Saglio III, 1904, Liber pater, p. 1189–1191, fig. 4461.
7 Isthmia (K. Schneider) // RE IX, 1916. Sp. 2248–2255.
8 Geopon. XI. 10.
9 Alkiphr. 18. 3.
10 Вероятно, некогда существовал ритуальный запрет на срубание священного древа, знакомый, в частности, народам Малой Азии. Так, в исторические времена у афинян запрещалось срубать священную оливу Акрополя. Геродот (Herodot. VI. 37) передает легенду, что когда афинский полководец Мильтиад был захвачен в плен лампсакийцами, лидийский царь Крез велел им «отпустить Мильтиада с угрозой в противном случае истребить их город, как сосну. Лампсакийцы же не могли понять, что означают слова царской угрозы. В конце концов, какой-то старик растолковал им смысл: когда-то он слышал, что сосна – единственное дерево, не дающее отростков; срубленное дерево совершенно погибает. Тогда лампсакийцы из страха перед Крезом отпустили Мильтиада на свободу». Речь идет о Мильтиаде Старшем, тиране Херсонеса Фракийского; событие датируется около середины VI в. до н.э.
11 Ср. Verg. Georg. II. 385–390: «...игры ведут, с неискусным стихом и несдержанным смехом, / Страшные хари надев из долбленой коры, призывают, / Вакх, о тебя, и поют, подвесив к ветви сосновой / Изображенья твои, чтобы их покачивал ветер» – см. выше об отношениях дерева с ветром-Бореем; Hartung, 1865. S. 42. Oscilla (уменьшительное мн. ч. от "os" – «личико») – маски, головки, плакетки, фигурки, куклы, сделанные из воска, дерева, шерсти, глины и других материалов, и подвешиваемые на деревья на праздниках. Отмечены три ритуала с их присутствием в Риме: Сompitalia (12 января) – в честь духов перекрестков (compitalia), когда каждый член семейства должен был сделать из шерсти куклу и подвесить ее у домашнего святилища; Feriae sementivae (24–26 января) – праздник освящения зерна, то ли озимого сева, то ли предстоящего весеннего, и Feriae Latinae (конец апреля) – в честь Юпитера Латиария, объединителя латинских племен. Исследователи толковали oscilla как замену жертвоприношения, совершавшегося некогда на переходе от старого года к новому, как своего рода модель «козла отпущения». Тот факт, что oscilla должны были раскачиваться на ветру, постоянно двигаться туда и сюда, вызывает аналогии с греческой Айора – дионисийским весенним обрядом «качелей», связанным с воскресением после смерти (см.: Aiora (Wentzel) //RE I, 1894. Sp. 1043–1044). В комментариях к Вергилию говорится и о гадательной сущности oscilla: «Изображение бога подвешивалось к деревьям на межах, и по тому, как оно поворачивалось в ту или иную сторону, судили о расположении божества, о грядущем благополучии этой земли» (Вергилий, 2000. С. 449, комм. к ст. 388–389).
12 Было отмечено уже первым издателем памятника: Шварц, 1888. С. 30.
13 CIL XIV. 265.
14 Cм. выше прим. 39.
15 Silvanus (Klotz) // RE III, 1929. Sp. 118–119; он близок к другим сельским богам, в том числе Фавну и Либеру, а также к греческому Пану. Есть целый ряд изображений, где Сильван предстает величавым, репрезентативным, порой не уступающим Юпитеру, также в пиниевом венке; отличает его главным образом наличие фруктов: LIMC VII, 1994, Silvanus 23, 25, 31, 32 (A. Kossatz-Deismann).
16 Ср. мраморный вотивный рельеф из Глиптотеки в Мюнхене (inv. 456), римского времени, с почти геральдическим изображением двух панов анфас, держащих за рожки двух стоящих на задних ногах козликов (один пан с сирингой, другой с педумом), в центре – пиния, выше – хоровод нимф: Kraus, 1954/55. S. 116. Beil. 41; LIMC VIII, 1997, Pan 139.
17 Ср. разве что: LIMC VII, 1994, Silvanus 23. Образ Сильвана в пиниевом венке был популярен в Риме с конца I в. по середину III в., т.е. позднее, чем был создан помпейский памятник.
18 Инв. II 1 a 311.
19 Инв. II 1a 667.