91. ВАЗА С МАСКАМИ ГОРГОНЫ МЕДУЗЫ
Памятники из Канозской гробницы (предположительно из гробницы в 1895 года)
Инв. II 1б хр 57
Каноза, Южная Италия. Конец IV – начало III в. до н.э.
Глина, серовато-белая обмазка, черная, красная, розовая краски
В. 54,2; Ø венчика 32,3; Ø тулова 32,1
склеена из фрагментов, утраты восполнены и тонированы, потертости поверхности, обмазки, царапины, мелкие сколы, утраты красок частично поновлены
до 1929 – Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С. Остроухова);затем – Государственный музей керамики «Кусково»; с 1930 – ГМИИ
CVA Pushkin Museum 3, 1997. Pl. 41, 1–3
Большая ваза с масками горгоны Медузы на тулове отличается необычными для греческой керамики формами. У нее очень сильно развитый воронкообразный венчик, сравнительно короткая цилиндрическая шейка и довольно большое округлое тулово на невысокой ножке, немного расширяющейся книзу. Маленькие вертикальные ручки укреплены чуть ниже плечиков и перекрыты горизонтальными пластинами. Устье сосуда внутри также закрыто пластиной с выступом в центре и небольшим отверстием в его середине. На тулове с обеих сторон расположено по большой маске горгоны Медузы, исполненной в высоком рельефе, – большие глаза, короткий нос, маленький рот с пухлыми губами и круглый подбородок; лицо обрамляют пряди волос, в которых прячутся змеи – их рельефные головки видны чуть ниже скул. Лицо покрыто белой краской, черной выделены глаза и ресницы, а также волосы, красной – ноздри и губы, мазки розовой – на щеках и подбородке. Верхняя, теменная часть головы выровнена и заглажена так, что образовалась небольшая площадка.
Аналогичные вазы показывают, что такие площадки на головах горгон, на ручках и внутри устья сосуда предназначались для многочисленных фигурных украшений, прежде всего статуэток девушек, а также эротов, животных и т.д. (рис. 27, 29)1.
Подобные сосуды обычно называют сфагионами или funnel-krater'ами, по очертаниям воронкообразного венчика. В свою очередь, сама форма восходит к одному из вариантов местной, давнийской керамики с таким же широким венчиком, круглым туловом на плоском основании и с четырьмя вертикальными ручками; их живописный декор, исполненный по белой обмазке красками красновато-коричневых тонов, состоял из растительных мотивов и линейных орнаментов, разделенных полосами стилизованных пальметт2. Первоначально сфагионы предназначались для сбора крови во время жертвоприношений3. В керамике Канозы это давнее, «кровавое» назначение сосуда утрачивается, а его функции меняются – он становится предметом погребального ритуала.
Искусство южноиталийской Канозы (греческий Канозион, римский Канузий, ныне Каноза ди Пулья) – одно из наиболее интригующих в поздней культуре греков. Оно известно своим ярко выраженным погребальным характером. Если островные и балканские эллины ограничивались постановкой надгробий, то италийские греки в самом центре Апулии увлеченно разрабатывали сложный, богатый погребальный ритуал. Они устраивали подземные гробницы-гипогеи, оформленные в ордерной системе и заполненные роскошными дарами – вазами, канделябрами, статуэтками и даже самыми ранними образцами античного многоцветного стекла millefiori, которое встречается в канозских гробницах если не в III в. до н.э., то во II в. совершенно определенно4.
В 1895 году в Канозе местной фирмой Scocchera, занимавшейся торговлей антиквариатом, были произведены раскопки женской гробницы-гипогея (так называемой Гробницы B), найденной в нескольких метрах от ранее вскрытой там же мужской гробницы с оружием (Гробница А). Вещи их были «распылены» по разным музеям и антикварным лавкам. В 1960-х годах исследователь италийских древностей Эндрю Оливер предпринял попытку восстановить эти памятники по старым спискам и указаниям на обнаруженные в них предметы5. Из десяти гипогеев, открытых в Канозе (в конце XIX в. были раскопаны девять, в 1950-х – десятый)6, особый интерес представляет отмеченная выше Гробница B7. Судя по известным письменным данным, оставленным старыми публикаторами материала, она состояла из шести камер – вестибюля с тремя отходящими от его стен помещениями и трех камер, устроенных в стенах последнего; находки, о которых идет речь, были открыты в левой камере вестибюля. Вероятно, именно из этой гробницы происходят две крупные фигуры плакальщиц (№ 90), которые вместе с шестью другими стояли вокруг гроба покойной. Там же были найдены четыре аска c масками горгоны и стоящими на них терракотовыми фигурами8, причем один сосуд был идентифицирован среди предметов нью-йоркского музея Метрополитен, тогда как три других остались неизвестны. Возможно, из той же гробницы происходит московская ваза (№ 91), хотя это сейчас недоказуемо; фигуры маленьких плакальщиц (№ 92) могли стоять на ней или другом аналогичном сосуде того же комплекса9.
Л.И. Акимова
О.В. Тугушева
________________
1 Rinuy et al., 1978. P. 141–169, fig. 23–27; CVA Zürich 1, 1973. Taf. 52, 1–8.
2 Chamay, Courtois, 2002. P. 122–125.
3 Detienne, Vernant, 1989. P. 125–128; The Barakat Gallery, inv. PF. 5372.
4 Oliver, 1968. P. 6, 20–21, pl. 12, fig. 3. Впрочем, как замечает автор, присутствие стекла в канозских гробницах III в. до н. э. загадочно ("something of a puzzle" – P. 23). Коль скоро самое раннее миллефиори (чаша из Пилоса) датируется концом II в. до н.э., то остается думать, что его присутствие в непотревоженной гробнице III в. до н.э. обусловлено тем, что после сооружения она целый век стояла открытой (p. 24). Эти сведения, конечно же, нуждаются в тщательной проверке.
5 Ряд документов приведен в работе: Oliver, 1968.
6 Bertocchi, 1964.
7 Oliver, 1968. Р. 31.
8 Oliver, 1968. Рl. 17–18, pl. 10, fig. 1. По старым данным (Oliver, 1968. Рl. 4, N 6), размеры ваз: В. 46; Ø устья 15.
9 Сp. старый фотоснимок: Oliver, 1968. Pl. 1, fig. 7.