88. ФРАГМЕНТ ПОЗОЛОЧЕННОГО РЕЛЬЕФА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СКИЛЛЫ

Публикуется впервые Публикуется впервые

Инв. АТ 3570 (780)

Тарент, Южная Италия. Конец IV в. до н.э.

Глина серо-бежевая плотная, с обильным включением слюды; голубоватая обмазка, кремово-бежевая краска, позолота

В. 9; Ш. 4,8; Т. 0,8. В. рельефа 0,4

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

сколы на передней части собачьей морды, на волосах Скиллы; обмазка сохранилась небольшими фрагментами, раскраска кремово-бежевой краской со слоем позолоты – на шее, груди, левой руке Скиллы с веслом, около собачьей головы

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ

В «Одиссее» Гомера Скилла и Харибда – два морских монстра1, которые стремятся проглотить спутников Одиссея с его корабля, что им и удается. Они обитают на морских скалах: Скилла – на огромной и гладкой, до неба, в помещенной по центру пещере; Харибда – на более низкой, с пышной смоковницей. Корни их имен сохранили связь c понятиями «тьмы» (σκιά, σκοτός) и «света» (χάρις, χαίρε)2. Но тогда как Харибда у Гомера не получила запоминающейся наружности, образ Скиллы отмечен чертами богини-собаки3.

«............................................................... Двенадцать
Движется спереди лап у нее; на плечах же косматых
Шесть подымается длинных, изгибистых шей; и на каждой
Шее торчит голова, а на челюстях в три ряда зубы,
Частые, острые, полные черною смертью, сверкают;
Вдвинувшись задом в пещеру и выдвинув грудь из пещеры,
Всеми глядит головами из лога ужасная Скилла».

В Балканской Греции Скилла давно утратила ритуальные черты; она предстает в полуфольклорном образе девы, связанной с критским Миносом (он, кстати, тоже водный бог), из любви к которому она тайно вырвала волшебный пурпурный волос из головы своего отца Ниса. Минос не оценил ее преданности – он привязал ее к носу корабля, и об нее разбивались морские волны4.

Напротив, в Италии Скилла сохранила древний авторитет водной Владычицы и, несмотря на антропоморфизацию, зооморфные черты. Популярность образа Скиллы была обусловлена авторитетом морской богини в представлениях о посмертной судьбе, некогда широко распространенных по всему ближневосточно-средиземноморскому миру и дошедших до нас в весьма выразительных пассажах иранской «Авесты». Там упоминаются связанные с ритуалом перехода водные псы, проводники душ умерших через Чинватский мост, соединяющий земной мир с потусторонним5. Как известно, проводники такого рода – это бывшие «владычицы», вершившие ритуал воскрешения. Греческий Кербер в отличие, например, от египетского бога-волка Вепуата, «открывателя пути», или бога-шакала Анубиса, также причастного к погребальному культу, утратил черты проводника, осев уже не в подводном, а в более новом, подземном мире – в качестве стража мертвых. Все эти боги волки-шакалы-собаки ведут свой генезис от водной Владычицы-жрицы, проглатывавшей ночное мертвое солнце. Не случайно греческий Кербер остался при царице мертвых Персефоне, имя которой по одной из этимологий значит «Убивающая свет».

На италийских памятниках Скилла предстает в геральдической схеме, с раздвоенным драконьим хвостом, замахивающейся веслом или бросающей его в противника6 или пребывающей в водах, как на данном фрагменте7. Верхняя часть тела, женская, переходит в некую растительную форму, завершаясь снизу протомами собак. Одна собака, развернутая в три четверти вправо, с двумя энергичными лапами и повернутой к Скилле головой, показана до середины туловища. Другая, в ошейнике, с сохранившейся левой лапой, устремляется вниз и чуть влево. Как и другие «стихийные» персонажи, образ Скиллы отмечен чертами хаотизма. Низкий лоб, суженные запавшие глаза, словно вглядывающиеся вдаль, и разлетающиеся в стороны чуть вьющиеся, беспорядочные пряди волос говорят, что это не олимпийская богиня, а героиня древних мифов. Выражение лица Скиллы – напряженно-обеспокоенное. В левой руке у нее весло с резко прочерченным древком. Но, несмотря на «хаотизм», Скилла удостаивалась и «небесной» зоны, как свидетельствует помещение ее фигуры на шлемах8.

На рельефе сохранились значительные следы позолоты. Золото в древних представлениях связано с инобытием, божественным, бессмертным. Золочение9 распространилось в искусстве греков еще в V в. до н.э.; золотились детали (иногда выделенные рельефом) на широко известных вазах великих мастеров – на чаше мастера Брига в Лувре10, на чаше Пентесилеи в Мюнхене11. Обычно так обозначались блестящие, драгоценные вещи – ожерелья, серьги, бусы, венки или предметы вооружения12. С середины IV в. до н.э. позолота стала все шире проникать в рельефы и вазы, достигнув пика своей популярности в Италии на рубеже IV–III вв. до н.э.13. Позолотой, как в данном рельефе, покрывались значительные части фигур, остальное раскрашивалось яркими красками. В Таренте, где изготовлялись ажурные рельефы с позолотой для украшения деревянных саркофагов, найдены и изображения Скиллы – анфас, в геральдической позе14. Вероятно, в такой роли выступала и наша пластинка, хотя она не ажурная.

О.В. Тугушева


________________

1 Hom. Od. XII. 85–100; 101–107. Об иконографии см.: Waser, 1894.

2 См.: Акимова, 2010.

3 Hom. Od. XII. 88–94. Ср. также: Apollod. Epit. 7, 20–21; Ovid. Met. XIII. 900–968; XIV. 1–74; Hyg. Fab. 199.

4 Vergil. Eclog. VI. 74. Кстати, образ прото-Скиллы был найден в микенском искусстве. См.: Studniczka, 1906. S. 50f.

5 Рапопорт, 1971. С. 28 сл. Так, в Видевдате (Vd. XIII. 50–51) фигурирует следующий текст: «Когда умирает собака с иссохшим костным мозгом и семенем, куда идет ее душа?.. Она идет в водный источник, о Спитама Заратуштра, и там из каждой тысячи псов и каждой тысячи сук возникают две водяные собаки, один самец и одна самка». Ю.А. Рапопорт справедливо возвел двух собак-родоначальников к единой богине водного источника, Арвасудре Анахите (Рапопорт, 1971. С. 31, прим. 89), от которой зависел цикл рождений-перевоплощений душ.

6 Cp. LIMC VIII, 1997, Skylla 1 54, 58 etc.

7 Очень близких иконографических вариантов найти не удалось. Разворот торса и весло в левой руке напоминают бронзовую накладку со Скиллой из Додоны в Афинском Национальном музее, IV в. до н.э. – LIMC VIII, 1997, Skylla 1 68; Carapanos, 1878. P. 35, N 19, pl. 18,1.

8 Ср. шлем из Гераклеи в Лукании, ок. 330 до н.э., с Афиной и Гераклом (LIMC VIII, 1997, Skylla I 29); шлем из гробницы в Бизие, в Стамбуле, начала I в. (LIMC VIII, 1997, Skylla I 39).

9 Cм. об этом: Liegle, 1952; Breccia, 1912; Courby, 1922. P. 529s.; Lullies, 1962. S. 39f.; Cohen, 2006. Р. 108–117 (о вазах).

10 Inv. G 52; Beazley ARV2, 1963. P. 245, 1.

11 LIMC VII, 1994, Penthesilea 34; Cohen, 2006. P. 111, fig. 4 (Мюнхен, Государственные античные собрания и Глипотека. 2688).

12 Lullies, 1962. S. 42.

13 Lullies, 1962. S. 43. Ср. великолепную гидрию из Эрмитажа, так называемую Regina vasorum, ок. 350–325 до н.э., с изображением в позолоченном рельефе элевсинских божеств: Cohen, 2006. P. 115, fig. 9. Что примечательно, она была найдена в италийской Капуе, где золочение в прикладных искусствах приняло особый размах.

14 Lullies, 1962. S. 12 (Heidelberg, N 1, 2), Taf. 6, 1.2 (Гейдельберг, Археологический институт при Университете).

Сайты Музея