85. КАМПАНСКАЯ ЧЕРНОФИГУРНАЯ АМФОРА
Инв. II 1б 498
Кампания, Южная Италия. Третья четверть IV в. до н.э. Мастер Нью-Йорк GR 1000
Глина оранжево-коричневая, черный лак, белая и желтая краски
В. 69,8; Ø венчика 13,5; Ø тулова 16,5
небольшие сбои, поверхность потерта
из Кум; 1870 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретена при участии д-ра В. Гельбига); с 1912 – ГМИИ
Шварц, 1890. С. 13–14, № 7; Лосева, 1976. С. 151–156; Античная расписная керамика, 1985. № 68 (131–133); CVA Pushkin Museum 3, 1997. Pl. 16
В вазописи Кампании в IV в. до н.э. наряду с краснофигурной техникой росписей сохранялась и старая, чернофигурная. Но в отличие от Аттики, где подобная манера рисунка постоянно использовалась для особой группы ваз, так называемых панафинейских амфор, в Кампании она применялась от случая к случаю и, видимо, не была обусловлена требованиями какого-либо ритуала. Известно небольшое число сосудов, преимущественно лекифов, украшенных чернофигурным декором1. На их фоне большая одноручная амфора из собрания Музея, также расписанная в чернофигурной технике, представляется явлением уникальным.
Сама форма вазы – с узким длинным туловом, вытянутой шейкой и словно в зеркальном отражении повторяющей ее очертания ножкой, а главное, не с двумя, но только с одной ручкой, дугообразно перекинутой над венчиком, – специфически кампанская и более нигде в Южной Италии не встречается. Роспись оборотной стороны, с двумя расположенными лицом друг к другу фигурами в плащах, типична для ваз этого круга. А вот композиция лицевой стороны практически не находит параллелей. Изображены две стоящие женщины в длинных хитонах, у их ног сидит полуобнаженный юноша. Женские фигуры занимают верхнюю половину композиции, юноша – нижнюю. Он показан в трехчетвертном повороте влево, частично закрывая ноги левой женской фигуры. Кроме того, фон под ногами женщин заполнен короткими горизонтальными штрихами лака и желтовато-белой краски, передающими землю или помост. Благодаря всем этим особенностям композиции у зрителя создается ощущение глубины изображенного пространства.
Вазописец использует чернофигурную технику, силуэтную и плоскостную по своей сути, но работает в привычных для него приемах краснофигурных росписей. Контуры фигур и многочисленные складки одежд, процарапанные по темному лаку до светлой поверхности глины, необычайно разнообразны. Длинные, параллельные друг другу или собранные в пучки, то, напротив, короткие, ломкие или мягко круглящиеся, они уверенно очерчивают контуры тел, передают тяжесть тканей и объемы скрытых под ними рук и бедер. Их тонкий графический рисунок оттеняется мазками желтовато-белой краски. Белая краска, положенная крупными пятнами, покрывает лица и обнаженные руки женщин, золотисто-желтая отмечает многочисленные украшения персонажей и предметы в их руках, а также на фоне. Боковые стороны тулова и шейка вазы украшены пальметтами, полупальметтами и волютообразными завитками, написанными широкими мазками черного лака и мелкими точками белой краски. Вместе с оранжевато-коричневым тоном глины все эти цвета и оттенки создают нарядную и яркую картину.
Роспись московской амфоры исполнена вазописцем, названным мастером Нью-Йорк GR 1000 по месту хранения одной из его ваз. Он работал в третьей четверти IV в. до н.э. в Кумах – одном из крупнейших художественных центров Кампании. Его руке принадлежит довольно большое число сосудов, амфор и кратеров, схожих как по сюжетам (сцены у надгробного памятника, проводы воина), так и по манере рисунка. Но все они выполнены в традиционной краснофигурной технике. Чернофигурная амфора в собрании Музея – единственный пример такого рода в творчестве вазописца.
О.В. Тугушева
________________
1 Гаталина, 1980. С. 50–52.