84. КРАСНОФИГУРНЫЙ РИТОН В ВИДЕ ГОЛОВЫ БЫКА
Инв. II 1б 1113
Апулия, Южная Италия. Последняя четверть IV в. до н.э.
Глина, черный лак, желтовато-белая краска
В. 21,5; Ø венчика 10
мелкие сбои и потертости
до 1834 – коллекция Пиццати; 1834–1929 – Государственный Эрмитаж; до 1932 –Государственный музей керамики «Кусково»; с 1932 – ГМИИ
Stephani, 1869. Vol. I. P. 200, no. 418; Trendall, Cambitoglou, 1982. Vol. II. P. 852, no. 520; Античная расписная керамика, 1985. № 66 (128–129); Лосева, Сидорова, 1988. С. 209, рис. 197–199; CVA Pushkin Museum 2, 1997. Pl. 30, 1–2
Гончары Апулии любили необычные формы ваз, нередко сложные, дополненные рельефными или скульптурными деталями. Примером тому могут служить ритоны – сосуды, своими очертаниями напоминающие рог животного. Особую популярность они приобретают в последней трети IV в. до н.э. Нижняя часть апулийского ритона обычно оттиснута в специальной форме в виде головы какого-либо животного – оленя, быка, лошади, собаки, реже – волка, лисицы, пантеры; встречаются также изображения грифона. Роспись сосредоточена на верхней цилиндрической или чашеобразной части сосуда. Как правило, это фигура Эрота, Ники или женская голова – мотивы, типичные для декора небольших апулийских ваз второй половины IV в. до н.э.
Московский ритон выполнен в виде головы быка. Последняя сплошь покрыта черным лаком, шерсть на лбу тщательно проработана насечками, глаза раскрашены. Верхняя часть сосуда имеет удлиненную форму и расписана. Изображен Эрот с гроздью винограда и веткой растения в руках. С обеих сторон фигуру обрамляют большие пальметты с усиками и отдельными лепестками. Основной рисунок исполнен черным лаком линиями разной плотности и длины, а многочисленные детали росписи – украшения Эрота, перья его крыльев, ягоды винограда – выделены желтовато-белой краской. Подобное сочетание белой краски и жидкого лака коричневато-желтых оттенков с блестящим черным лаком фона и красноватым тоном глины делает ритон и подобные ему сосуды особенно яркими и нарядными.
Роспись московского ритона исполнена одним из безымянных вазописцев, работавших бок о бок с двумя ведущими апулийскими художниками третьей четверти IV в. до н.э. – мастером Патеры и мастером Ганимеда. Оба они расписывали монументальные вазы, преимущественно волютные кратеры и амфоры с изображениями надгробия – стелы или эдикулы, окруженной пришедшими на могилу, или сценами из мифов1. Им помогали многочисленные мастера и подмастерья, которые также расписывали небольшие сосуды – ойнохои, канфары, ритоны, изготавливавшиеся в большом числе.
Выбор апулийскими мастерами фигуры Эрота или женской головы для расписной части ритона, равно как и головы или полуфигуры животного для нижней, рельефной, был самым непосредственным образом связан с назначением сосуда. Уже в ранний период своего существования (с III тыс. до н.э.) бронзовые, серебряные или золотые ритоны используются в различных культовых церемониях. В классическую эпоху (V–IV вв. до н.э.) ритон ассоциируется с Дионисом, занимает важное место в ритуалах почитания героев, а затем и умерших2. Не случайно большинство сосудов этого типа, как в Аттике, так и в Южной Италии, найдено в погребениях.
О.В. Тугушева
________________
1 Trendall, 1982. Ch. 26.
2 См.: Hoffmann, 1989. P. 131–130.