83. КРАСНОФИГУРНЫЙ АСК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЭРОТА
Инв. II 1б 476
Апулия, Южная Италия. Третья четверть IV в. до н.э. Группа асков из Триеста
Глина, черный лак, белая краска
В. 22,5; Ø тулова 17, 15,4; Ø основания 11,5
склеен из фрагментов, многочисленные мелкие сбои, выщерблины по швам
1868 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретен при участии д-ра В. Гельбига в Неаполе у Бароне); с 1912 – ГМИИ
Шварц, 1890. С. 26, № 37; Trendall, Cambitoglou, 1982. Vol. II. P. 822, no. 28; Античная расписная керамика, 1985. № 62 (122–123); CVA Pushkin Museum 2, 1997. Pl. 29
В древнегреческой керамике аск – маленький сосудик с округлым или, наоборот, низким и почти плоским закрытым туловом; дугообразная ручка перекинута от одной стороны тулова к противоположной, где возвышается небольшой носик. Предполагается, что из подобных сосудов очень аккуратно можно было налить масло, благовония, мед или уксус. Как назывались эти вазы в древности, мы не знаем. Современное их название – аск, то есть бурдюк с вином, не очень согласуется с описанной формой, за исключением одного-единственного ее варианта, получившего распространение в Южной Италии, прежде всего в Апулии. Его большое округлое тулово, в верхней части завершающееся двумя выступами, действительно напоминает бурдюк, наполненный жидкостью. Один из выступов увенчан короткой шейкой, от нее горизонтальная ручка перекинута ко второму; низкая кольцевидная ножка дополняет облик сосуда.
На тулове московского аска представлена фигура парящего Эрота с венком и гирляндой розеток в руках, на голове у него диадема из крупных белых бусин, на руках и ногах – браслеты и нити бус, на груди – перевязь. Фигуру окружают пышные побеги с завитками и цветами. В рисунке обильно использована белая краска, ею переданы украшения Эрота, перья его крыльев, подчеркнуты отдельные контуры цветов и листьев.
Роспись вазы выполнена одним из мастеров Группы асков из Триеста. Кроме них вазописцы этой группы украшали также тарелки и другие сосуды небольших размеров. Излюбленным декором для всех является фигура Эрота, сидящего, стоящего или парящего в воздухе, окруженного пальметтами и отдельными завитками. Пышного обрамления из перспективных завитков и фантастических цветов ни на одной из ваз Группы асков из Триеста нет, и в этом — уникальность московской вазы. Однако подобный тип декора, преимущественно на шейке сосуда, известен по множеству других апулийских ваз начиная с середины IV в. до н.э.
Изображение Эрота очень характерно для вазописи Апулии, особенно для второй половины IV в. до н.э. В это время его облик принимает новые, весьма своеобразные черты – из шаловливого мальчика или стройного подростка он постепенно превращается в довольно грузного юношу с округлыми, женоподобными формами тела, с большим количеством украшений. В подобном сочетании мужского и женского начал в его фигуре проявляется отношение к Эроту как к божеству растительных, животворящих сил природы, распространенное в Южной Италии в IV в. до н.э.
О.В. Тугушева