82. КРАСНОФИГУРНАЯ ПЕЛИКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МИФА ОБ АМИМОНЕ И ПОСЕЙДОНЕ
Инв. II 1б 741
Апулия, Южная Италия. Ок. 330 до н.э. Мастер Копенгагенской танцовщицы
Глина оранжево-коричневая, черный лак, желтовато-белая и красная краски
В. 75; Ø венчика 29,6; Ø тулова 43,6
склеена, утраченные фрагменты догипсованы и тонированы; многочисленные сколы по поверхности, потертость лака и красок
1872 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретена при участии д-ра В. Гельбига в Риме); с 1912 – ГМИИ
Шварц, 1890. С. 41, № 108; Щербаков, 1913. С. 1–10; Trendall, Cambitoglou, 1982. Vol. II. P. 509, no. 128; CVA Pushkin Museum 2, 1997. Pls. 12–14; Акимова, 2002. С. 36–41
Вазопись Апулии отличает необычайное разнообразие не только самих росписей, их композиционное, сюжетное и живописное богатство, но и множество форм сосудов, различающихся по очертаниям и размерам. Наряду с привычными, удобными для использования вазами, не превышающими в высоту 35–40 см, здесь нередки кратеры и пелики, которые непросто взять в руки – так они велики и тяжелы. Именно к этой группе относится большая пелика из собрания Музея. Ее массивное яйцевидное тулово, сужающееся к вытянутой шейке, покоится на низкой ножке; ручки кажутся непропорционально тонкими и хрупкими и вряд ли способны выдержать вес сосуда. Под стать размерам и росписи, покрывающие вазу.
Тулово с обеих сторон украшено сложными многофигурными композициями. Одна представляет сцену из мифа о Посейдоне и его возлюбленной Амимоне. Они изображены перед источником, вокруг которого на разной высоте свободно расположились Гермес (за спиной Посейдона), Эрот (над Амимоной), две женщины и юноша. Маленькая лань, растения и камни, на которые опирается ногой Посейдон, дополняют картину. Композиция на другой стороне сосуда лишена явного мифологического содержания. Здесь в разнообразных позах представлены юноши и женщины, сидящие и стоящие, с предметами в руках. Они образуют два яруса. В центре верхнего – колесница, которую влекут два Эрота, а возница – женщина в пышных одеждах; в нижнем, прямо под колесницей, две женщины: сидящая на троне и рядом – стоящая, опирающаяся на его спинку; слева перед этой группой стоит юноша с посохом, и к ней же спешат еще две женщины – одна с фиалой, другая со скамьей в руках; справа – женщина и сидящий юноша, у ног которого стоит лира. Две геральдические группы – лань и птица и пантера и птица, обе по сторонам пышного цветка, – замыкают композицию снизу. Вверху, на шейке вазы, женская голова в три четверти вправо в обрамлении пышных завитков и цветов. Тулово под ручками сплошь «заткано» многолепестковыми пальметтами в обрамлении завитков-волют.
Этот пышный и сложный декор, фигурный и орнаментальный, самым тесным образом связан с назначением подобных громадных ваз. Все они изготавливались специально для погребений. Каждый предмет, каждая фигура их росписи, будь то человек, животное или птица, имели свой особый сакральный смысл, отражающий представления о жизни, смерти и загробном существовании1.
О.В. Тугушева
________________
1 Акимова, 2002. C. 36–41.