78. ЛАРЬ СО СТОЯЩЕЙ НА НЕМ РИТУАЛЬНОЙ УТВАРЬЮ

Инв. АТ 3992 (867)

Локры, Южная Италия. Ок. середины V в. до н.э.

Глина бежевая плотная, с включением слюды и черных частиц; обмазка, темно-розовая краска; изготовлен в двух формах; полый, снизу открыт; доработан стекой

В. 17; Ш. 12; Т. 6,8

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

сохранилась часть предмета, включая переднюю стенку, часть боковой левой и прилежащую к ней часть задней; cклеен из двух кусков; утрачено основание; сбиты украшающие ларь розетки верхнего ряда

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. 826); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Winter II, 1903. S. 292, 10; Археология войны, 2005. С. 80, кат. 129

Древние греки не любили изображать внутреннюю жизнь дома, и мы имеем слабое представление об обстановке их интерьеров. В отличие от них жители Южной Италии были гораздо более внимательны к среде своего проживания, и именно здесь встречается целый ряд памятников, дающих представление о доме и храме. К числу таковых принадлежит редкая терракота с изображением предмета мебели, явно храмовой – сундука или ларя, связанного с культовыми церемониями.

Ларь богато декорирован. У него почти квадратный фасад с ножками в виде львиных лап, украшенный двумя панелями-метопами, разделенными триглифом (пройден сетчатым орнаментом); они выделены сверху и снизу двумя поясами розеток: на нижнем уцелели три, на верхнем было пять более крупных – все утрачены. В метопах показаны широкие, почти квадратные «окна» с прорезанными в них четырьмя филенками. Сверху они увенчаны карнизом, от которого на боковые грани частично спускаются длинные волюты; такие же волюты есть и на карнизе самого ларя. Особую красоту ему придает проработка всех выступающих ребер-обрамлений сериями зубчиков наподобие жемчужника.

Похожий ларь с рельефными метопами показан на одной пинаке из южноиталийского города Локры Эпизефирские – терракотовой табличке с ритуальной сценой: девушка кладет ткань в сундук1 (рис. 25 ). В его метопах представлены два сюжета – бой богини Афины с гигантом Энкеладом и любовная сцена Зевса и Геры.

Ларь, сколь он сам по себе ни интересен, служит не только вместилищем, но и столом. Наверху стоят предметы, необходимые для ритуальных служб: по краям – прямоугольные ларцы на высоких ножках, с обрамленными фасадами; перед ними сидят птицы, по Р. Хиггинсу, «вотивные голуби»2, головами к центру. В середине плетеный калаф и чеканный кувшин-ойнохоя с высоко воздетой ручкой, явно металлический. В промежутках высятся три узкогорлых алабастра для масел. Кроме того, на крайних ларцах видны некие низкие цилиндрические предметы – как считает Р. Хиггинс, «сыры»3.

Известно еще несколько таких терракот – в Британском музее Лондона4 и Национальном музее Неаполя5.

Любопытно, что на известном римском саркофаге из Симпельвельда (175–225 н.э.), происходящем из провинции Лимбург в Нидерландах (открыт в 1930, ныне хранится в Лейдене, Национальный музей древностей)6, где представлена погребальная камера умершей, обставленная как жилой интерьер, фигурируют похожие лари, на которых стоят ритуальные вещи.

Л.И. Акимова


________________

1 Langlotz, 1963. S. 177, Taf. 63; Schefold, 1967. Taf. 220, S. 225.

2 Higgins I, 1969. P. 333, 334.

3 Higgins I, 1969. P. 333, 334, N 1226.

4 Higgins I, 1969. N 1226, 1227, p. 333, 334.

5 Winter II, 1903. S. 292, 10; De Caro, 1996. Fig 63 (right).

6 AA, 1933. Sp. 56; Кобылина, 1941. С. 78.

Сайты Музея