77. АЛТАРИК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГИПНОСА И ТАНАТОСА С ТЕЛОМ САРПЕДОНА
Инв. АТ 2513 (423)
Тарент, Южная Италия. VI в. до н.э.
Глина коричнево-кремовая грубая, с массой разнородных включений, шамота и редкой слюды; обмазка, красно-розовая и синяя краски; изготовлен в двух формах
В. 10,5; Ш. 23,2; Т. 9,8
оббит, поверхность потерта и повсеместно нарушена; обмазка и раскраска сохранились местами
до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ
Археология войны, 2005. С. 97, кат. 180
В Италии, в частности в Лации и особенно в Таренте, в эпоху архаики получил популярность тип небольшого терракотового алтарика (лат. arula, ж.р.)1, которому было суждено просуществовать несколько столетий. По мнению ряда ученых, arulae могли использоваться в качестве фимиатериев или небольших переносных домашних алтарей2 (на некоторых верх дошел сильно закопченным), но они могли быть также посвятительными или погребальными дарами, судя по «спасительскому» смыслу изображенных на них сцен.
Один из таких алтариков, отличной работы, открывает серию. Он прямоугольный в плане, трапециевидной формы: площадь его верхней плоскости меньше основания. Торцы имеют двойное скругление наподобие балюстр. Передняя стенка украшена рельефом с изображением Гипноса и Танатоса, переносящих тело Сарпедона в Ликию. Сарпедон, сын Зевса и Лаодамии, дочери известного убийцы Химеры Беллерофонта3, был призван царем Приамом во время Троянской войны помочь Илиону и пал на поле битвы от руки Патрокла, чего потребовала от Зевса Гера4. По указу Зевса его тело перенесли для погребения в родную Ликию (Малая Азия) два гения, сыновья-близнецы богини Нюкс-Ночи – Сон-Гипнос и Смерть-Танатос5.
Сарпедон, фигура которого размерами значительно превышает две другие, распростерт на земле, головой вправо; левая рука вытянута вперед, другая опущена вдоль тела. Над ним склонились два обнаженных гения в крылатых сандалиях, в позах, выражающих крайнюю поспешность; они поднимают тело с земли; плоские крылья обоих горизонтально стелятся поверху, геральдически сходясь в центре и вторя скругленным формам алтарных боков. В этой уравновешенной, с тонким рисунком композиции Сон и Смерть показаны аналогично, и неясно, кто поднимает Сарпедону голову, кто – ноги. Позднее, судя по надписям, Гипнос и Танатос стали отличаться возрастом; Гипнос – юный, Танатос – зрелый бородатый муж. В отношении мужчин и женщин их функции несколько различались. На более поздних памятниках Танатос чаще стоит у изголовья женщин6, а Гипнос – мужчин7. Этот спасительный акт – сохра- нение тела героя от растерзания хищниками и готовность достойно предать его земле – воспринимался в древности как переход от смерти к новой жизни.
Л.И. Акимова
________________
1 Genovese, 1999. P. 47; Orlandini, 1980. P. 175s., tav. III, XIV; La Jenière, 1982. Vol. I. P. 139s.; Van der Meijden, 1993; Origlia, 1989. P. 156.
2 Сp. Langlotz, 1963. S. 27.
3 Hom. Il. VI. 196 sq.; Apollod. III. 1. 1, 3; Serv. Aen. I. 100; кстати, Лаодамия, подобно критской Ариадне, дочери Миноса и Пaсифаи, была убита Артемидой (Hom. Il. VI. 205). Вероятно, это была древняя богиня, вынужденная уступить место более новой, с теми же функциями.
4 Hom. Il. XVI. 450–461, 479–505.
5 Hom. Il. XVI. 667 sq.; Sarpedon (G. Lippold) // RE, II, 1923. Sp. 35–47.
6 Cр. изображение на белом лекифе (Robert, 1879. S. 27).
7 Cр. изображение на вазе строгого стиля из Цере, в Лувре (Robert, 1879. S. 4, 7); на белом лекифе (Robert, 1879. Taf. II; LIMC VII, 1994, Sarpedon 4f.; Thanatos 15).