76. МАСКА ВОИНА В ШЛЕМЕ
Инв. АТ 4255 (1015)
Лаций, Италия. VI в. до н.э.
Глина коричневая (в сколах темно-серая), с обильными включениями золотистой слюды; светло-сероватая обмазка, черная краска; изготовлена в форме с доработкой стекой
В. 19,5; Ш. 14; Т. 5,7
склеена из фрагментов, с утратами материала по швам и сколам; утрачены навершие шлема и кончик правого нащечника; поверхность потерта; обмазка и раскраска сохранились местами
до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ
Археология войны, 2005. С. 92, кат. 106
В многочисленном репертуаре италийских терракот уже в эпоху архаики появляются изображения лиц-масок в шлемах, которые имеют своих предшественников в микенском искусстве, где известны костяные головки воинов в шлемах из клыков вепря или шлемы как таковые. Голова, верхняя, высшая, «небесная» часть человеческого тела, занимала важное место в системе ценностей «отцовской» культуры, противопоставляясь или всему телу, или животу-лону «матери». Мужская голова в шлеме – голова защищенная, имеющая оболочку, жизнеспособная. Вот почему такой иконографический тип получает популярность в ранней культуре Греции: много изображений на рельефах и вазах, есть ряд фигурных сосудов и т.д.
Вырезанная по контуру маска из нашего собрания первоначально была окрашена черной краской, следы которой сохранились в ее верхней части и на правом нащечнике. Из-под шлема, закрывающего лоб до бровей (форме которых здесь вторит контур), пристально смотрят два огромных глаза, совершенно плоские, но с пластичными веками и редкостным шариком-зрачком. Шлем изображен детально и тщательно: на лбу у него выделен реберчатый «фронтон», поле за которым украшено двумя обращенными к центру фигурами морских драконов с разинутыми пастями. Нащечники заканчиваются у подбородка крупными головками баранов, повернутыми внутрь; тонко моделированы все формы: загнутые почти в спираль рога, небольшие глаза, крутые надбровья, маленькие ушки, рот и даже шерсть. Баран у греков ассоциировался с ночным солнцем1 в противовес к воплощениям дневного – козлу или быку2, и, как показал исследователь иконографии шлемов с изображением барана Г. Коррес, данный тип украшения нащечников был очень широко распространен3. Любопытно, что хотя шлем как вещь представляет собой космос с определенной структурой, образ барана появляется в нем не только на «нижних» нащечниках, но и надо лбом, и даже на вершине, в роли султана4. Возможно, весь шлем представал как «водная/ночная» вещь, воплощение мира в его темной, «переходной» ипостаси. В гомеровском эпосе шлемы часто сравниваются со звездами – светилами ночи.
Маска воина – высококачественная работа латинских коропластов VI в. до н.э. Близкие аналогии ей имеются в Неаполе (Национальный археологический музей, inv. 5711–5712)5, где такие маски украшают бронзовый конский убор (рис. 28). Вероятно, наш терракотовый экземпляр служил вотивным даром божеству.
Л.И. Акимова
________________
1 В «Одиссее» на острове солнечного бога Гелиоса пасутся 360 быков и 360 баранов, которых запрещено трогать спутникам Одиссея (Hom. Od. I. 8 sq.; XI. 108 sq.; XII. 127 sq.; 260 sq.); животные ассоциируются с числом дней солнечного года; белый бык как воплощение дневного солнца и дневного неба широко известен в греческих мифах, ритуале и иконографии. Небесным богам приносят в жертву утром или днем белых быков, богам преисподней и героям – ночью черных баранов (Burkert, 1997. S. 113f.). Cр. у египтян: бог солнца Ра, отправляясь в ночное странствие, принимает облик барана (Bonnet, 1952, Sonnenschiff, S. 738f., Abb. 176, 177).
2 Cм. прим. 123 к № 131.
3 Шлемы с такими нащечниками хранятся в музеях Олимпии, Афин, Берлина, в Британском музее Лондона, в Городском музее Сент-Луиса. См.: Korres, 1970. Pl. 2–8, pl. 10 α, β. См. также изображения шлемов на масках, с аналогичными нащечниками, из Нолы (Кампания), в Британском музее, В 576 (Korres, 1970. N 18, p. 77–78, pl. 10; Eitrems, 1910. N 4, p. 10; Wuilleumier, 1939. P. 406, N 5; Kunze, 1967. S. 166, N 43). Две такие маски хранятся в ГМИИ – инв. АТ 1711 (221), АТ 1712 (222). Г.С. Коррес показал, что шлемы, в том числе и сделанные из клыков вепря, украшались бараньими рогами уже в минойско-микенское время (Korres, 1970. Р. 50f., pl. 1).
4 Пример увенчания шлема фигурой барана демонстрирует превосходный халкидский шлем из Сент-Луиса, найденный в погребении близ Метапонта (Korres, 1970. N 8, p. 58–61, pl. 6, 1–2). См. также: Ternbach, 1952. P. 40–46, fig. 1, 2, 4–7, 9; Hoopes, 1953. P. 833f., fig. 81; 83; 84a, c; 85a, b, d, e; 86; Turnure, 1965. P. 40, N 4; P. 41, N 6; P. 45, N 23. Если изображением барана отмечены и нижний, и верхний ярусы космоса, значит, баран является его воплощением. Этот архаический аспект вещи отражен и в других венчающих шлемы образах – сфингах, пегасах, скиллах и т.д.
5 См.: Korres, 1970. N 16–17, p. 74–77, pl. 10 α, β (из некрополя Руво). Опубликованы: Schumacher, 1890. S. 151, fig. 780; Pernice, 1896. S. 56; Daremberg, Saglio II, 2, 1896, s.v. Frontale. P. 1342, fig. 13 (G. Lafaye); Franciscis, 1963. P. 49, fig. 76. Kunze, 1967. S. 166, 168, 181, 186f., fig. 70–71; S. 192, 195.