73. ПЕВКЕТСКИЙ КРАТЕР

Инв. II 1б 1338

Певкетия, Южная Италия. Середина VI – V в. до н.э

Глина коричнево-оранжевая, светлая обмазка, коричневато-черный лак, красно-коричневая краска

В. 25,8; Ø венчика 17,7; Ø тулова 27,1

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

одна ручка приклеена, многочисленные мелкие сколы, выщерблины, потертость поверхности

Происхождение:

с 1962 – ГМИИ (дар Умберто Бенаппи)

Литература:

CVA Pushkin Museum 2, 1997. Pl. 1, 1–2

На территории Южной Италии, прежде всего Апулии, издревле существовали керамические мастерские, принадлежавшие не грекам-колонистам, обосновавшимся здесь начиная с VII в. до н.э., но местным племенам, постепенно оттесняемым пришельцами с побережья в горы. Современные ученые выделяют среди них давнов, певкетов и мессапов. В гончарных мастерских этих народов в течение длительного времени сохранялись старые италийские традиции производства и украшения сосудов, почти не затронутые влиянием классической греческой вазописи. Они сказываются в технологии изготовления керамики, в частности в очень позднем введении гончарного круга и преобладании ваз, вылепленных от руки, в своеобразии их форм, в господстве вплоть до III в. до н.э. геометрических мотивов декора. Типичны закрытые сосуды округлых или биконических очертаний с широким плоским венчиком, напоминающим воротник, и маленькими ручками, нередко украшенными налепами; популярны также низкие чаши с вертикальной плоской или петлевидной ручкой, нередко декорированной головками или фигурками птиц, протомами и фигурами человекоподобных существ1. Роспись на раннем и позднем этапах обычно монохромная, краской серо-коричневых тонов, в период расцвета, приходящийся на VI–V вв. до н.э., бихромная – активно вводится оранжевато-красная краска. Отдельные мастерские в IV в. до н.э. испытывают сильное влияние вазописи Апулии, в частности керамики Гнафии, что сказывается в появлении растительных мотивов, фигурок дельфинов, морских коньков и т.д.

Характерным образчиком сравнительно ранней керамики этого рода служит небольшой кратер из собрания ГМИИ. Тулово его округло-биконической формы на плоском основании, очень короткая шейка и сильно развитый плоский венчик. Две вертикальные уплощенные ручки, укрепленные в самой широкой части сосуда, заканчиваются каждая двумя острыми выступами. В декоре преобладают горизонтальные полосы коричневато-черной матовой краски разной ширины, покрывающие край венчика внутри и все тулово снаружи. Они чередуются с узкими красно-коричневыми полосами. В центре тулова небольшое прямоугольное клеймо с цепочкой из трех сложных ромбов, крайние состоят из двух, а средний – из трех, вписанных один в другой. В нижней части сосуда полоса дугообразных линий. Корни ручек окружены широкой полосой краски.

Местная италийская керамика, подобная московскому кратеру, не могла конкурировать ни с привозной греческой, ни с краснофигурной апулийской, расцветшей чуть позже, в IV в. до н.э. Она изготавливалась в небольшом количестве и предназначалась главным образом для культово-религиозной сферы, прежде всего для погребений, из которых происходит большинство известных сегодня сосудов этого типа.

О.В. Тугушева


________________

1 Гаталина, 1984. С. 34–48; Chamay, Courtois, 2002.

Сайты Музея