20. ПСЕВДОАМФОРЫ
Археология войны, 2005. С. 26, кат. 2, 3
На Крите в XV в. до н.э. возник тип ваз, которые англоязычные ученые называют stirrup-vase – «ваза со стременными ручками». Уже А. Эванс отмечал их преимущественно культовую функцию, хотя с течением времени они стали применяться для хранения и транспортировки продуктов. Эти вазы с приплюснуто-сфероидальным туловом любопытны одной своей особенностью. «Стременные ручки» соединяют с плечиками вазы ложное, закрытое горло сосуда, которое исполняет чисто формальную роль, тогда как функциональное горло – открытое и меньшего размера – помещено рядом на плечиках. Таким образом, у вазы имеется сразу два горла – старого типа, крупное и центральное, по каким-то причинам утратившее прежнюю роль, и новое. Коль скоро сосуд обычно помещали в могилу как дар, этой перемене можно найти объяснение. В его форме и функции отражается ритуальный сдвиг – женщина-мать начинает устраняться из руководства ритуаломи заменяется мужчиной, бывшим «сыном». Но ее авторитет сохраняется, и некоторое время оба сосуществуют. Такие вазы типичны для крито-микенского мира XIV–XIII вв. до н.э.1.
Псевдоамфоры расписаны полосами – самый простой и самый примечательный микенский декор. Он хорошо согласуется с формой ваз, причем однообразие полос тут и там нарушается введением мелких дополнительных узоров: зигзагов, палочек, тонких линий. Полосы могут наводиться или густым черным лаком, или разбавленным в разных градациях: часто он – мягкого красно-коричневого тона, хорошо сочетающегося с цветом светлой кремовато-песочной глины. В зоне плечиков сохраняются рудименты критских образов: схематичные подобия цветов папирусов или их элементов, изображаемых в соответствии с ритмическим членением вазы.
Л.И. Акимова
________________
1 Ср., например, экземпляр из Трои: Mycenaean World, 1988. P. 168, N 128.