27. МЕЛОССКИЙ КРАТЕР

Инв. II 1б 76

Остров Мелос, Греция. Третья четверть VIII в. до н.э. Мастер Ротьерс

Глина, черный, местами коричневатый лак

В. 40,5; Ø венчика 38,1; Ø тулова 45,9

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены одна из ручек и конусовидная ножка

Происхождение:

время и обстоятельства поступления в ГМИИ неизвестны

Литература:

Блаватский, 1927. С. 114–123, табл. 15; Блаватский, 1953. С. 71 (рис.), 74; Античное искусство, 1963. С. 12, рис. 1; Coldstream, 1968. P. 182, no. 11; Античная расписная керамика, 1985. № 1 (1–2)

Искусство эпохи геометрики представлено в ГМИИ преимущественно образцами расписной керамики, происходящими из разных центров. Лучшим из них по праву считается кратер с острова Мелос. Это сосуд с большим сферическим туловом, сужающимся к конусовидной ножке, сейчас утраченной. В верхней части тулова – две ручки, каждая из которых имеет вид двойной петли и напоминает своими очертаниями голову быка с большими рогами. Они покрыты штриховым орнаментом, сходящимся в центре к квадрату с косым крестом. Вверху тулово украшено двумя широкими фризами: с меандром и ломаной П-образной полосой, орнаменты выполнены контурной линией и заполнены внутри косой штриховкой. Оба фриза фланкированы метопами, в верхних помещено по фигурке лошади, в нижних – по четырехлепестковому цветку. Рисунок животного исполнен в манере, характерной для геометрического стиля: треугольное туловище, тонкие длинные ноги и хвост, изогнутая длинная шея. Лепестки цветка даны двойным контуром, заштрихованным внутри. В середине тулова проходит полоса двойных треугольников, обрамленная парными линиями лака. Нижняя часть сосуда почти целиком залита лаком.

Ближайшие аналогии кратер находит среди ваз с острова Мелос – это кратеры на высокой ножке в собраниях Лейдена, Севра и Афин1. Их украшают аналогичные фризы, обрамленные метопами с фигурами птицы или животного, причем среди последних есть и совершенно идентичные по трактовке изображения лошадок. Совпадает общая схема декора сосуда, а также тип двойных ручек и покрывающих их орнаментов. В древности московский кратер, так же как и названные выше вазы, имел довольно высокую, слегка расширяющуюся книзу ножку – на это указывают следы горизонтальных валиков в нижней части тулова.

Все названные аналогии сегодня отнесены специалистами к числу работ мастера Ротьерс – ведущего вазописца керамической мастерской мелосской школы, датируемой второй половиной VIII в. до н.э.2. Для его росписей характерен сравнительно узкий круг орнаментов, из фигурных мотивов повторяются изображения лошади, птицы, а также четырехлепестковый цветок. Они могут считаться визитной карточкой мастера, хотя никогда не занимают центрального места на сосуде, но всегда отодвинуты на периферию. Подобная черта, равно как и отсутствие сложных фигурных сцен, свойственных ведущим вазописным школам геометрического времени, прежде всего аттической, отличает большинство островных мастерских этого периода.

О.В. Тугушева


________________

1 Coldstream, 1968. N 1, 5, 6.

2 Coldstream, 1968. P. 181–185.

Сайты Музея