24. ФИГУРКИ БОГОВ ИЗ ОЛИМПИИ
Инв. АТ 3905 (848); АТ 3908 (849); АТ 3909 (850); АТ 3913 (851)
Олимпия, Греция. VIII в. до н.э.
Глина светло-коричневая плотная, с мелкими вкраплениями слюды; вылеплены от руки с последующей интенсивной доработкой резцом; только АТ 3909 (850), возможно, исполнена в форме; красная краска, белая обмазка
1) В. 10,3; Ш. 5,8; Т. 2,8. 2) В. 9,3; Ш. 7,8; Т. 3. 3) В. 11; Ш. 6,5; Т. 3,1. 4) В. 10,2; Ш. 5,3; Т. 2,8
АТ 3905 (848) – утрачены нижние части ног; поверхность сильно оббита; АТ 3908 (849) – утрачены обе ноги, старые сколы на подбородке и носу; белая обмазка сохранилась только под правой рукой; АТ 3909 (850) – утрачена левая нога, от правой сохранился острый обломок; скол на темени, следы темно-красной краски; АТ 3913 (851) – утрачена правая рука и нижняя часть левой ноги (?); на левой руке следы белой обмазки
до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ
Археология войны, 2005. С. 31, кат. 15–16 (АТ 3905 [848]; АТ 3908 [849]). Статуэтки АТ 3909 (850), АТ 3913 (851)
Древнейшие изображения богов посвящались в Олимпию, когда там еще не было двух знаменитых храмов. Был только огороженный священный участок – теменос, алтари и временные часовни. При строительстве храма Геры в VII в. до н.э. территория расчищалась, и старинные приношения были закопаны в землю. Когда проводились германские раскопки Олимпии в 1875–1881 годах, археологи иногда за один только день находили до сотни бронзовых и терракотовых фигурок1. С точки зрения позднейших эллинских идеалов они весьма несовершенны, но поражают своей неординарностью. С распростертыми руками и запрокинутой головой2, они словно находятся в полете, прибывая в человеческий мир с небесных высот и продолжая по инерции вращаться3. Считается, что это изображения олимпийской четы – Зевса и Геры4.
В крестовидной форме большинства фигурок5 зашифровано представление о мире с его четырьмя сторонами света: в микрокосме человеческого тела отражается весь грандиозный природный мир. Характерна крупная, непропорционально тяжелая голова – акцентируется интеллектуальный, «мужской» характер образов, что находит подтверждение и в лицах с их явной двухчастностью: нижняя массивна и цельна, верхняя пронизана импульсом жизни, со светоносным органом – глазами. Везде тщательно моделированы ноздри – каналы взаимообмена божественной сущности с воздушной средой: по-гречески θνμός – «дух», «дыхание», «жизнь». У большинства фигур руки-ласты не моделированы, но одна статуэтка – с тщательно показанной кистью (№ 24.4); греческие мастера начинали акцентировать в образах богов и людей творческую, созидательную сущность, что связано с деятельностью рук, «культом».
Л.И. Акимова
________________
1 Funde aus Olympia, 1980. S. 31.
2 В терракоте присутствовал тип и аморфных стоящих фигурок, как можно судить по памятникам, собранным в работе В.-Д. Хейлмейера, см.: Heilmeier, 1972.
3 Аналогичное явление очевидно и в бронзовых фигурках божеств, см.: Акимова, 2007 (1). С. 76, ил. 42.
4 Ср. фигурку из Олимпии времени поздней геометрики, в Археологическом музее Олимпии: LIMC IV, 1988, Hera 4, p. 665. В отличие от наших статуэток, у нее отмечен женский пол.
5 Ср. тип: Olympia IV, 1890. Taf. 17, N 290 (Из Олимпии. Четыре идола. В. 9,5–18); Winter I, 1903. S. 25, 7–10.