72. ФИНИКИЙСКОЕ СТЕКЛО

Публикуется впервые Публикуется впервые
Скрыть отдельные предметы

Стеклоделие зародилось в IV–III тыс. до н.э. в странах Древнего Востока – Месопотамии и Египте. Первичное стекло было непрозрачным – так называемым «глушеным». Путем добавок в него различных красителей и в зависимости от режимов варки достигалось окрашивание стекла в различные цвета. Особой популярностью в Восточном Средиземноморье пользовались подвески-амулеты в виде бородатых мужских голов, служившие оберегами от злых сил. Характерным образцом может служить пронизь – цилиндрическая бусина, изготовленная из глушеного синего стекла со сквозным каналом (№ 72.1). Внешняя сторона украшена с трех сторон изображением человеческого лица, черты которого напаяны из разноцветного (также глушеного) стекла: нос, белки глаз и часть лба – из белого, рот – из желтого. По верхнему и нижнему краям пронизи проходит двойной ряд желтых и белых рельефных шариков. Подобные амулеты есть во многих музеях мира. При всей схожести композиционного решения, они имеют множество вариантов, отличающихся трактовкой глаз, бороды, рта, волос. Наиболее близкой аналогией гермонасской пронизи является амулет из музея Толедо в США (Toledo Museum, 1995)1.

Для изготовления полых сосудов, миниатюрных флаконов, предназначенных для благовоний, – амфорисков, арибаллов, алабастров – применялась так называемая техника сердечника, когда на металлический прут надевали глиняную болванку – сердечник, имевший форму будущего сосуда. На него наматывали жгуты горячей стеклянной массы и, вращая его, украшали разноцветными стеклянными нитями, которые, впаиваясь в стенку сосуда, создавали или горизонтальный многоярусный рисунок, или зигзагообразный орнамент, для чего использовалась специальная гребенка. Затем поверхность сосуда заглаживалась на каменной плитке. Петли для подвешивания, ручки и основания изготавливались отдельно и прикреплялись к сосуду.

Алабастр имел маленькую емкость, куда заливались ароматические масла. Вариантов декора было великое множество. Оба московских сосуда (№ 72.2.1–2) украшены желтыми и голубыми прямыми и зигзагообразными впаянными поясками.Амфориски (№ 72.3.1–2) орнаментированы прямыми и зигзагообразными желтыми и голубыми фризами.

Амфориски и алабастры часто входят в ритуальный набор, сопровождающий умершего в загробный мир. В музеях мира собраны богатейшие коллекции подобных сосудов, в декоре которых применялись различные цветовые гаммы впаянных стеклянных нитей: желтых, голубых, белых, оранжевых, как правило, располагавшихся в несколько ярусов.

Появившись в Средиземноморье в середине II тыс. до н.э., такие флакончики просуществовали до начала I в., когда на смену им пришли сосуды, выполненные иными способами. Но расцвет техники сердечника приходится на VI–V вв. до н.э.

С.И. Финогенова


________________

1 Toledo Museum, 1995. Cat. 40

Сайты Музея