71. ТЕРРАКОТЫ ТАНАГРЫ

Скрыть отдельные предметы

Все статуэтки изготовлены в нескольких формах, детали вылеплены от руки; доработаны стекой; покрыты обмазкой и раскрашены

Терракотовые статуэтки молодых гречанок, изящно задрапированные в одежды и исполненные женственности и грации, именуемые в науке «танаграми», стали для широкого зрителя символом античной коропластики. Получившие известность в результате хищнических раскопок некрополя Танагры в 1870 году, они дали название направлению, царившему в мелкой пластике с 330 по 200 до н.э. Стиль статуэток зародился и окончательно сформировался в Афинах. Благодаря мастерам Беотии, воспринявшим данную художественную тенденцию, Танагра превратилась в центр производства терракот этого стиля. Они быстро получили широкое распространение.

В статуэтке сидящей девушки (№ 71.1) поражают красота и непринужденность позы, стройность фигуры, изящество постановки головы, длинная гибкая шея, тонкость черт лица, спокойный взгляд чуть насмешливых глаз. Ее каштановые волосы уложены в прическу с пучком вьющихся волос на макушке, с голубой повязкой и золоченой лентой. В ушах – золотые серьги. Хитон с короткими рукавами образует множество складок, которые, повторяя линии тела, создают плавный ритм. Стройная фигура хорошо прослеживается под одеждой. В правой, лежащей на бедре руке девушка держит тимпан, левая опирается о скалу.

Терракота рассчитана на рассмотрение с разных сторон. Фигура в профильном положении легко вписывается в треугольник благодаря выдвинутой вперед ноге и отходящей вправо руке с покрывалом. Мастеру удалось передать прелесть ранней юности, красоту движений немного расслабленного тела. Мягкие складки одежды, образующие плавные линии и тонкие переходы форм, полнее раскрывают настроение изображенной. Удлиненные пропорции, высоко подпоясанный хитон, прическа и применение позолоты позволяют говорить о принадлежности статуэтки к концу IV в. до н.э. Следует отметить качество ее исполнения: тщательное соединение частей, выполненных в разных формах, тонкую доработку после формовки.

Одним из удачных композиционных решений беотийского коропласта можно считать статуэтку девушки, закутанной в гиматий (№ 71.2). Грациозный наклон головы, простая постановка фигуры с опорой на правую ногу, изящество в трактовке складок одежды создают ощущение душевной гармонии. Каштановые волосы девушки разделены на отдельные пряди и уложены на макушке в прическу à melon, получившую свое название за сходство с дольками дыни. В ее левой руке – цветочная гирлянда.

Статуэтка юноши, сидящего в задумчивости на скале (№ 71.3), очень близка по настроению к фигуркам девушек. Корпус его слегка наклонен вперед, руки лежат на коленях. На обнаженные плечи наброшен плащ, закрывающий спину и левую часть торса, на ногах – высокие сандалии. На голове шапочка с круглым валиком, из-под которого выбиваются длинные локоны волос. В его позе чувствуется легкая усталость.

Хотя большая часть терракотовых статуэток происходит из погребений, известно, что подобные терракоты приносили в храмы как посвятительные дары. Они могли служить украшением жилища, но, положенные в могилу, приобретали сакральный смысл.

Т.А. Ильина

Сайты Музея