68. ЗЕВС ИЗ ДОДОНЫ
Инв. Абр 572 (10581)
Греция. Третья четверть IV в. до н.э.
Бронза, полое литье, внутри частично заполнена формовочной смесью; отдельные части фигуры изготовлены в разных формах; на левой ступне небольшой выступ с отверстием для крепления, на правой оставлен длинный металлический штырь
В. 27,5 (без штыря); В. общая 29,2; Ш. 14,5; Т. 5; Дл. штыря 1,7
утрачены правая ступня (сохранилась лишь пятка), атрибут в левой руке (скипетр); на левом бедре изнутри затек металла или деформация поверхности
Додона, Греция; с 1904 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ
Kekule, Winnefeld, 1909. S. 24–27, Taf. IV–V; Reinach, 1910. P. 20, 3; Sieveking, 1916. S. 41f., 46f.; Lamb, 1929. P. 172, pl. LXIIIC; Neugebauer, 1930. S. 268; Neugebauer, 1934. S. 162–179, Abb. 2–3, S. 164–165 (профиль, анфас); Neugebauer, 1951. S. 44–46, Nr. 33, Taf. 20–21; Археология войны, 2005. С. 52–53, кат. 62
Среди знаменитых оракулов Греции одним из древнейших было святилище Зевса в Додоне, расположенное в области Эпир на северо-западе Балкан между горами Томаром и Манолиссой. Еще в III тыс. до н.э. там почиталась мать-земля, но в микенское время, между XIX–XIV вв. до н.э., одно из феспротских племен по имени селлы учредило там культ Зевса; бывшая богиня получила имя Дионы, и они вместе с Зевсом почитались в образе священного бука (позднее замененного дубом)1, пророчившего по шелесту листьев. В «Илиаде» Гомера упомянуты додонские священнослужители селлы2, которые спали под древом с немытыми ногами, что можно понять как ритуальное предписание, означающее поддержание постоянного контакта с матерью-землей (или вообще с «нижним миром» как источником «знания»). Святилище прекратило существовать в IV в.: в 391 до н.э. священный дуб был срублен.
Самые ранние раскопки в Додоне проводились греческим археологом Константином Карапаносом в 1873–1875 годах3.
Обнаженный бородатый бог стоит подбоченясь правой рукой и опираясь левой на скипетр. Поза сложная, прогнутая в профиль и S-образная, но вместе с тем лишена резкости и жестких поворотов. Мускулатура, вены и жилы (за верностью трактовки которых пристально следили древние ценители) обозначены с глубоким знанием анатомии, мышцы голеней подчеркнуты рельефом, но опять-таки формы плавные, мягко перетекают друг в друга, создавая впечатление широких цельных поверхностей, без мелочной дробности.
Весьма примечательна голова, венчающая тело очень удлиненных пропорций и, как заметил ряд авторов, словно юношеского сложения. Лицо идеальное, с благородными чертами. Диадема или другие признаки владычества отсутствуют, за исключением утраченного скипетра. Что любопытно, прочерчены радужки глаз и проколоты зрачки. Проработка форм и всех деталей артистична. Выражение лица бога – скорее благосклонное и милостивое, с легкой долей репрезентативности.
В греческие святилища посвящались изображения разных богов, и в Додоне отнюдь не обязательно должны были присутствовать только изображения Зевса. Так и данную фигуру Р. Кекуле определил как Посейдона4. Однако сам облик бога противоречит сути неспокойного, смятенного, всегда с признаками хаотизма бога водной стихии Посейдона. Статуэтка Зевса вписывается в ареал влияния одного из последних великих ваятелей Греции – Лисиппа, работавшего во второй половине IV в. до н.э.5, о чем говорит как новая, созданная этим мастером система пропорций (голова составляет 1/8 часть всей фигуры, а не 1/7, как прежде), так и отсутствие жестко выраженной «профессиональной» характеристики представителя Олимпа.
Известный знаток античных бронз Карл Нейгебауэр первоначально счел фигуру эклектическим произведением эпохи эллинизма6, хотя сопоставление бронзы, по крайней мере, с внешне близким эллинистическим шедевром – Посейдоном Loeb (из мюнхенской частной коллекции Loeb. В. 30,3)7 – показывает невозможность такой точки зрения. В дальнейшем этот автор, неоднократно писавший о памятнике, тщательно проанализировал фигуру в контексте греческих бронз. С учетом мнения крупного знатока антиков Иоганна Зивекинга, что додонская бронза несет в себе «нечто нелисипповское», он пришел к заключению, что додонский Зевс по стилю близок скульптурам Галикарнасского мавзолея, над которыми трудились четыре выдающихся греческих ваятеля – Тимофей, Леохар, Бриаксид и Скопас, но выдает ряд не сходных с ними черт. Они могли исходить из стиля другого крупного мастера того же времени, тоже пелопоннесца, как и Лисипп, но не из Сикиона, а из Коринфа, где работал виднейший греческий ваятель, торевт и живописец IV в. до н.э. Эвфранор. К сожалению, подлинные работы Эвфранора утрачены, но именно ему удалось создать еще до Лисиппа новую систему пропорций и более артикулированную форму голов8, так что додонский Зевс мог быть исполнен «после 350 до н.э.». Согласно другим авторам, бронза связана с кругом додонских памятников9. Однако пристальный анализ бронзовых вотивов святилища10 показал другое стилевое направление, чем то, к которому относится данная статуэтка. До новых разысканий остается считать памятник созданным примерно в третьей четверти IV в. до н.э.
Л.И. Акимова
________________
1 Сохранились именования додонского Зевса «буковым» – Φηγοναῖος (Steph. Byz. Δοδώνη), от «бук» – φηγός (Quercus esculus L.); у Софокла додонский дуб – δρυς именуется также φηγός (Soph. Trach. 1158, 171).
2 Hom. Il. XVI. 233. См. также: Dodona (O. Kern) // RE, V, 1905. S. 1259f.
3 Carapanos, 1878.
4 Kekule, Winnefeld, 1909. S. 25.
5 Ibid., S. 26.
6 Neugebauer, 1930. S. 268.
7 Lamb, 1929. P. 196, pl. LXXX; Neugebauer, 1921. S. 84, Taf. 44.
8 Plin. Hist. Nat. 25, 128. Cм.: Palagia, 1980.
9 Так, В. Лэмб в качестве аналогии приводила известные бронзы из Парамифии, вероятно, связанные происхождением с Додоной, в частности замечательную статуэтку Посейдона или Зевса (Lamb, 1929. P. 171, pl. 63a), державшего в правой руке скипетр, в левой – орла. Замысел – лисипповский: длинноногая фигура с коротким плотным торсом, с тщательной обработкой всех деталей вроде вен и жил на ногах. Вторая аналогия В. Лэмб – бронзовая статуэтка Зевса из Британского музея (inv. 275. В. 19,3): те же пропорции, та же тщательность работы, то же серебрение глаз, те же атрибуты.
10 Walter-Karydi, 1981. S. 11–48. Cм. также упоминание о статуэтке как потере военного времени: Greifenhagen, 1981. S. 7, Anm. 5.