67. КРАСНОФИГУРНАЯ ОЙНОХОЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ТАНЦОВЩИЦ ПЕРЕД ТРЕНОЖНИКОМ

Инв. II 1б 625

Аттика, Греция. Вторая четверть IV в. до н.э.

Глина оранжево-коричневая, черный лак, накладная глина, белая краска, позолота

В. 16,5; Ø основания 5,4

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из фрагментов с догипсованными и тонированными утратами, большая часть дна утрачена; небольшие сколы, царапины, поверхность потерта

Происхождение:

г. Керчь; с 1914 – ГМИИ (приобретена у Н.Е. Запорожского)

Литература:

CVA Pushkin Museum 4, 2001. Pl. 34, 1–3

С конца V в. до н.э. аттические вазописцы все чаще включают в свои росписи дополнительные краски, прежде всего белую. Само по себе ее введение не было новинкой в декоре керамики, однако теперь меняется принцип использования краски: она кладется не мелкими точками или штрихами, но широкими мазками, пятнами, играя существенную роль в общем колористическом решении. Одновременно мастера начинают «рисовать» жидкой глиной, используя ее прежде всего для обозначения женских украшений – браслетов, серег, ожерелий, а также для атрибутов в руках персонажей и на фоне. Как правило, сверху глина покрывается все той же белой краской или позолотой. Подобные приемы характерны в первую очередь для ваз так называемого «роскошного стиля» – кратеров с ручками-волютами и амфор, достигавших значительных размеров и украшенных сложными многофигурными композициями. Небольшие сосуды чаще сохраняли традиционную черно-красную гамму росписей, однако и здесь встречаются попытки ее оживить и дополнить. Примером тому может служить ойнохоя из собрания Музея.

Сама форма сосуда, с плавной линией контуров, типична для аттической краснофигурной керамики. Но удлиненные пропорции грушевидного тулова, жестковатый, словно вырезанный из металла трехчастный венчик и широкая ручка с ребром посередине указывают на сравнительно позднюю дату – не ранее второй четверти IV в. до н.э.

На тулове вазы изображены две девушки, танцующие у треножника, стоящего на постаменте в виде дорической колонны; по сторонам его два фимиатерия, под фигурной композицией орнамент ов. На девушках короткие хитоны, подпоясанные с небольшим напуском, на голове у каждой калаф, на шее нить бус, на руках браслеты. Лица, руки и ноги их исполнены белой краской, поверх которой мелкими штрихами разбавленного лака серовато-коричневого тона отмечены черты лиц, пальцы на руках и ногах; тем же лаком, но длинными быстрыми линиями, написаны складки хитонов. Украшения даны жидкой глиной с положенной поверх позолотой, таким же образом выполнены треножник, фимиатерии и гирлянда мелких листочков на шейке сосуда; наконец, белой краской выделен постамент-колонна.

Сцена, изображенная на ойнохое, может быть интерпретирована как танец калатисток – жриц или участниц культовых церемоний, связанных с почитанием Деметры, Диониса, Афродиты или Артемиды. На это, прежде всего, указывает особый головной убор – калаф. Сохранилось довольно большое число памятников – расписные и рельефные вазы, терракотовые статуэтки, монеты и золотые бляшки – с изображением танца или отдельных фигур калатисток1. Большая их часть относится ко второй половине V – первой половине IV в. до н.э. О культовом характере танца говорит и треножник, вознесенный на постаменте-колонне, а также фимиатерии. Именно к треножнику обращен жест поднятой вверх руки обеих танцовщиц, тем самым выделяя его не только как композиционный, но и как смысловой центр росписи. Связанный со многими божествами и героями, чаще всего треножник ассоциируется с Аполлоном. В Дельфах, святилище бога, вотивные треножники были сосредоточены на площадке у северного конца Священной дороги, недалеко от храма. Здесь же стояла так называемая «аканфовая колонна», завершавшаяся фигурами трех танцовщиц в коротких хитонах и калафах, которые, в свою очередь, служили постаментом для бронзового треножника, принесенного в дар божеству2.

Изображение треножника на колонне, в том числе в сценах, где к нему несут ветви растений, тении и венки, или он включен в сцены симпосия, встречается на целом ряде ваз, прежде всего ойнохой, датируемых концом V – первой третью IV в. до н.э.3 К этому же кругу памятников может быть отнесена и ваза из собрания Музея.

О.В. Тугушева


________________

1 Cook III, 1940. P. 996 ff.

2 Михайловский, 1977. С. 15, рис. 32; Ridgway I, 1990. P. 22–26.

3 Ойнохои с изображением треножника на колонне: в Британском музее – inv. С-114, В-832; колоколовидный кратер в Афинах – Metzger, 1951. Pl. XVI, 2.

Сайты Музея