64. МУЖСКОЙ ТОРС, КОПИЯ «ГЕРАКЛА» ПОЛИКЛЕТА
Инв. II 1а 633
Уменьшенная римская копия начала I в. с греческого оригинала Поликлета ок. 430 до н.э.
Мрамор белый мелкозернистый со светло-коричневой патиной
В. 29,5; Ш. 22,5; Т. 13
утрачены голова, правая рука, ноги до начала бедер, пальцы левой руки; левая рука склеена в трех местах; глубокий диагональный скол на груди
с 1929 – ГМИИ (поступил из Музея иконописи и живописи, бывшего собрания И.С. Остроухова)
Щербаков, 1930. С. 33, ил. на с. 32 (фас и реверс); Lippold, 1956. S. 435; Zanker, 1974. S. 18f., Taf. 19, 1, 3; Античная скульптура, 1987. С. 62; № 23; Kreikenbom, 1990. S. 95, 98, Taf. 240b–241
Торс представляет собой часть статуэтки мужчины атлетического сложения. Левая рука заложена за спину, правая была опущена и, возможно, держала какой-то атрибут. Судя по изгибу торса и положению бедер, мужчина стоял, опираясь на правую ногу. Тело с могучей мускулатурой выполнено строго и обобщенно, без детальной моделировки. Пропорции и контрапостное решение позволяют считать статуэтку уменьшенной копией с греческой статуи работы Поликлета, а именно – со статуи его Геракла1, сохранившейся в пяти основных римских копиях, из которых данная – самая ранняя; по классификации Детлева Крейкенбома, «тип IV a 3, подтип Барракко».
Оригинал, о котором сохранилось буквально два слова у Плиния2 – «Herсules qui Romae» («Геркулес, который в Риме») и у Цицерона3, – поздняя работа Поликлета; он представлял молодого, безбородого героя с чуть повернутой в сторону, но не склоненной (как в ряде копий) головой. Любопытно, что помимо введения в статуи опор, как у Раненой амазонки, Поликлет одним из первых изобразил героя с занесенной за спину рукой – мотив, столь популярный в скульптуре IV в. до н.э. Но ни одна из выявленных копий не передает оригинал во всех его особенностях: в ряде работ Геракл значительно омоложен, с тонкими юношескими формами. «Тип Барракко» – один из самых далеких от первоисточника4, но московский торс в отличие от многих других, вялых и аморфных отражений поликлетовой работы, доносит его пластическую мощь. Одна из более или менее достоверных копий на сегодняшний день – из Дворца консерваторов в Риме5, хорошие торсы – в музее Терм в Риме6 (рис. 22) и в Копенгагене7, голова – в Неаполе8. Время создания статуэтки – правление императора Тиберия (14–37). Пауль Цанкер, на основании удаленности копий от стиля Поликлета и их концентрации в эпоху Клавдиев – ранних Флавиев, считал, что в I в. существовала некая удачная копия Геракла Поликлета (Original-Umbildung), которую и воспроизводили мастера9. Однако этот тезис остался недоказанным.
Л.И. Акимова
________________
1 См. о них: Kreikenbom, 1990. S. 95–108.
О Геракле Поликлета см. статью П. Бола, организатора большой выставки, посвященной великому ваятелю, во Франкфурте-на-Майне в 1990–1991: Bol, 1990. S. 199–205. Kat. 60–65.
2 Plin. Hist. Nat. 34, 55.
3 Сic. De orat. II. 69 sq.
4 Zanker, 1974. Taf. 16, 4 (с головой, ноги до колен утрачены).
5 Zanker, 1974. Taf. 19, 1, 3, S. 18.
6 Zanker, 1974. Taf. 16, 1; 17, 6; 18, 1; Bol, 1990. Аbb. 57.
7 Zanker, 1974. Taf. 16, 2–3; 17, 4–5; Bol, 1990. Аbb. 58, 59.
8 Bol, 1990. Abb. 60 a–d.
9 Zanker, 1974. Taf. 19.