63. КРАСНОФИГУРНЫЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРМЕСА И ПЛЯШУЩИХ САТИРОВ
Инв. АВ 709
Афины, Греция. Ок. 420 до н.э. Мастер Диноса
Глина красноватая плотная; лак от черного до золотисто-коричневого; белая краска
В. 32,3; Ø ножки 16,3; Ø венчика 34,7
ряд сколов по венчику и основанию; незначительные повреждения поверхности; лак местами поблек, белая краска стерта; надпись почти неразличима
до 1945 – Музей замка, Гота (Германия); с 1945 – ГМИИ
Emmanuel, 1896. Fig. 386; Weege, 1926. S. 96, Abb. 142 (S. 105); Séchan, 1930. Fig. 46; Prudhommeau, 1965. Fig. 392–393; Boardman, 1995. P. 96 (голова Гермеса, четвертая слева); Delavaud-Rouх, 1995. P. 133, N 73; Археология войны, 2005. С. 49, кат. 57
В Аттике последней четверти V в. до н.э., где продолжало процветать вазописное искусство, одним из выдающихся художников был мастер Диноса, названный по росписи сосуда-диноса в Берлине1. Учителем вазописца считается мастер Клеофона, серьезные и торжественные росписи которого сродни творениям его старшего современника Фидия. Обычно мастер Диноса любит двухъярусные композиции с динамичными сюжетами, далекие от суровых эпических сцен, спорадически сохранявшихся у его предшественников. Его мир – это мир Диониса, но не буйный и экстатический, а идиллический, тихий.
На данном кратере представлена именно такая сцена. В центре сидит на уступе скалы безбородый бог с пышной шевелюрой; он играет на лире. Можно было бы думать, что изображен Аполлон, однако начертанная выше полустертая надпись (хорошо различается «Μ») гласит, что это Гермес (ΕΡΜΗΣ) – в греческих мифах изобретатель лиры, которую, будучи еще новорожденным младенцем, он составил из стеблей тростника, черепашьего панциря, овечьих кишок и воловьей шкуры2. Вокруг него пляшут три существа, именуемые сатирами, однако скорее они похожи на панов. У них вполне обычные человеческие лица, с чуть вогнутыми козлиными носами, и только копыта, рожки и короткие хвосты говорят о зооморфном наследии божков. У древних греков Гермес – отец Пана3, бога-козла, рассмешившего олимпийцев при своем рождении, но в более глубоких слоях мифа все наоборот: Гермес – потомок Пана, древнего солнечного бога, широко участвующего во всех деяниях Гермеса и Диониса (оба связаны с потусторонним миром). Судя по иконографии, ранние греческие участники сатирических хоров – силены4, которых обычно считают старыми сатирами, – у них конские уши, копыта и хвосты. Козлообразные паны в Аттику пришли из Пелопоннеса в V в. до н.э., но исходя из общеизвестного факта происхождения греческой трагедии от «песни козла» сатиры-паны с козлиными чертами древ-нее «конских»5. Известна редкая ваза, скифос из Бостона ок. 460 до н.э., с изображением выхождения Афродиты из подземного мира под танцы двух панов6.
Но на кратере представлен не миф, а театральное действо – явно сатирический хор7. Два сатира пляшут перед Гермесом: один резко подскакивает в «кошачьем прыжке» (saut de chat)8, поджав ногу и подняв вверх обе руки; другой, с лохматой бородой, пританцовывает, в сдержанной позе. Третий, за спиной Гермеса, высоко забрасывает руку, поднимая другую к груди, – жест, симметричный жесту крайнего «осторожного» плясуна; он сделал четверть поворота, приседая к земле9. Все трое словно исполняют «кошачий прыжок» в его разных фазах10. Лица серьезны – совершается ритуал. Но легкие, изящные подскоки, смелые позы и воздетые руки говорят, что речь идет о чем-то жизнеутверждающем и что музыка лиры – это музыка космоса в его светлом, гармоническом состоянии.
Формы тел детализированы короткими изогнутыми линиями лака, разбавленного в разных градациях: крупные нанесены черным, средние – коричневатым, а мелкие детали и шерсть на ногах панов – разжиженным до сияющего рыже-золотистого тона. Композиция, таким образом, приобретает богатую колористическую гамму. Мастер Диноса одним из первых ввел в росписи классических ваз обширные пятна накладной белой краски, вырывающие из композиций световые фрагменты – то фигуру эрота, то постамент, то тению. Здесь этот прием еще в начале пути: все фигуры аверса и реверса увенчаны белыми повязками, Гермес – еще и венком из плюща.
На реверсе показана ставшая с 440-х до н.э. почти типовой сцена с изображением задрапированных юношей: их обычно двое или трое, и если двое, между ними всегда намечен некий разделительный знак: то пилон, то алтарь, то ветвь, то просто умозрительная ось симметрии; часто появляются и «окна». Стандартизация реверса на вазах Аттики обусловлена закатной фазой этой отрасли искусства. Задрапированные юноши – конечно же, не «мисты», как их порой неверно называют. Они воплощают идею разделения хаоса на две половины, то есть первую фазу космизации бытия; аверс же представляет вторую – их гармонический союз.
Л.И. Акимова
________________
1 Boardman, 1995. P. 96, fig. 178; см. также другие его работы: fig. 177–182.
2 Hom. Hymn. in Hermes 47–51; Тахо-Годи, 1988. С. 75 (пер. В.В. Вересаева).
3 Сын Гермеса и Пенелопы (Apollod. Epit. VII. 38). Пан-прорицатель, у которого учился Аполлон, – сын Зевса и Гюбрис (Apollod. I. 4. 1).
4 Сатиры и силены имеют разные мифические корни и разные, хотя во многом близкие, ритуальные контексты. В современной западной литературе и старых персонажей, ранее полагавшихся силенами, именуют сатирами. Категория силенов, например, не выделена в LIMC VIII, 1997 (E. Simon).
5 Haigh, 1969. P. 292–294.
6 LIMC II, 1894, Aphrodite, 1158. P. 113; Diepolder, 1936. Taf. 22; Акимова, 2007 (2). C. 45, ил. 16.
7 Cр. единственную близкую аналогию персонажам на т.н. Вазе Пандоры – кратере из Британского музея в Лондоне, ок. середины V в. до н.э., с изображением четырех актеров-сатиров с козлиными ногами и рогами (но в меховых трусиках), пляшущих вокруг флейтиста: Bieber, 1920. Taf. 51; Haigh, 1969. Fig. 28; Delavaud-Roux, 1995. Р. 133, N 71.
8 Delavaud-Roux, 1995. Р. 133, N 72. Автор отмечает на этой вазе отсутствие у сатиров коротких трусиков из шкуры животного, мехом наружу (так называемых caleçon poilu), и крайне театрализованный показ танца.
9 Delavaud-Roux, 1995. Р. 133.
10 Weege, 1926. S. 96.