61. КРАСНОФИГУРНЫЙ ЛЕКИФ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АРТЕМИДЫ И АПОЛЛОНА

Инв. II 1б 594

Аттика, Греция. Ок. 440 до н.э. Шуваловский мастер

Глина оранжево-коричневая, черный лак, серовато-белая краска

В. 30,6; Ø тулова 9,3

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачен венчик, небольшие сбои, поверхность потерта

Происхождение:

1872 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретен у Соббе); с 1912 – ГМИИ

Литература:

Шварц, 1890. С. 18, № 22; Античная расписная керамика, 1985. № 49 (96–97); CVA Pushkin Museum 4, 2001. Pl. 33

Лекиф с покатыми плечиками и узким цилиндрическим туловом на дисковидной низкой ножке. На тулове изображены Артемида и Аполлон перед омфалом. Артемида в хитоне, подпоясанном, с небольшим напуском, широким нарядным поясом, в одной руке у нее лук, в другой ойнохоя, из которой струйкой течет жидкость. На голове богини диадема, в ухе серьга, на шее нить мелких бусин, на руках двойные браслеты. Аполлон, стоящий справа, по другую сторону омфала, закутан в плащ, оставляющий открытыми правые плечо и руку, в которой бог держит фиалу, возливая из нее вино на омфал; левой рукой он опирается на небольшое лавровое деревце, из лавра и венок на волосах божества. На фоне вверху, между фигурами, бычий череп – букраний. Сверху и снизу фигурная композиция обрамлена полосками орнамента ов, на плечиках пальметки, исполненные черным лаком.

Роспись лекифа отличает тонкий изящный рисунок, особенно деликатный в изображении головы Артемиды – с большими глазами, прямым носом и пышными волосами, собранными в пучок на затылке. При этом сама фигура написана с заметным нарушением пропорций, так же как и фигура Аполлона, грубовато и бегло трактованная. Подобные композиции, преимущественно с двумя фигурами в спокойных позах, типичны для работ так называемого Шуваловского мастера (или мастера Шуваловской амфоры, по имени прежнего владельца вазы) – одного из заметных мастеров зрелого классического стиля (третья четверть V в. до н.э.)1. Лекифы не входили в число любимых ваз этого мастера – всем остальным формам он предпочитал ойнохои разных типов2. Среди его росписей нередки композиции на мифологические сюжеты. Однако их персонажи трактуются как обычные юноши и девушки, и лишь соответствующие атрибуты указывают на их героическую или божественную сущность. Так, на московском лекифе Аполлон и Артемида совершают жертвенное возлияние на омфал – Пуп Земли в Дельфах, одном из крупнейших и важнейших греческих святилищ, где почитался Аполлон. Но торжественность момента отступает на второй план, уступая место чувству ясной гармонии и непринужденности.

Отдельные приемы в трактовке фигур, да и сами фигуры, их позы и одежды повторяются Шуваловским мастером от вазы к вазе. Однако однообразие, присущее росписям этого вазописца, искупается изящным рисунком и тонко найденным равновесием между формой сосуда и росписью, его украшающей.

О.В. Тугушева


________________

1 Lezzi-Hafter, 1976.

2 Beazley ARV², 1963. P. 1206–1210.

Сайты Музея