56. НОЛАНСКАЯ АМФОРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СИЛЕНОВ

Инв. II 1б 1072

Аттика, Греция. Ок. 470 до н.э. Вазописец Гермонакс

Глина оранжевато-коричневая, черный лак, пурпур

В. 33,6; Ø венчика 14,5; Ø тулова 18,2

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

ручки приклеены, небольшие сколы; трещины и потертость поверхности

Происхождение:

с 1929 – ГМИИ (приобретена у В.И. Равдоникаса)

Литература:

Лосева, 1930. С. 27–28; Lossewa, 1967. S. 481, Taf. 41 (1–2); Beazley ARV², 1963. P. 488, no. 76; Античная расписная керамика, 1985. № 38 (75–76); CVA Pushkin Museum 4, 2001. Pls. 4, 3–4; 6, 1

Ноланские амфоры получили свое название по античному городу Нола (Италия), где впервые были найдены в большом количестве. От других ваз аналогичной формы они отличаются четкими членениями и стройными пропорциями – довольно широкая шейка, отделенная от почти прямых и широких плечиков, яйцевидное тулово, небольшая дисковидная ножка и аккуратные трехствольные ручки. Эти амфоры обычно сплошь покрыты лаком, на фоне которого выделяются одна-две фигуры на каждой стороне, стоящие на коротком отрезке орнамента, обычно меандра.

Амфора с изображением силенов из московского собрания – типичный пример подобных ваз. На одной стороне показан силен, идущий вправо и оборачивающийся назад, в руках у него канфар и барбитон, разновидность струнного музыкального инструмента. Фигура силена на другой стороне тулова идентична первой, за тем исключением, что он держит лишь один предмет – канфар.

Роспись выполнена вазописцем, чье подлинное имя – Гермонакс – нам хорошо известно по ряду авторских подписей1. Этот мастер, работавший в середине первой четверти V в. до н.э., принадлежит к числу учеников мастера Берлинской амфоры – одного из крупнейших вазописцев раннего краснофигурного стиля, росписи которого отличаются утонченной изысканностью и декоративностью. Гермонакс воспринял многие черты рисунка учителя. Его фигуры движутся легко и свободно, композиции ноланских амфор просты: одна-две фигуры, преимущественно персонажи дионисийского круга – силены, менады, нередко в сценах преследования, особенно любимых мастером. Как и большинство вазописцев этого времени, Гермонакс очень редко использует дополнительные краски, лишь изредка вводя пурпур; главный его инструмент – лаковая линия, преимущественно плотная, черная, местами рельефная. Рисунок лаконичный, быстрый, подчас немного небрежный, но всегда уверенный, подчеркивающий энергичные движения персонажей. В то же время росписи Гермонакса не отличаются особым разнообразием. Он многократно повторяет раз найденные удачные композиции и отдельные фигуры, их позы, предметы в руках, из-за чего его вазы, особенно в поздний период, кажутся немного скучными и монотонными. Роспись московской амфоры, исполненная живо и непринужденно, относится к числу ранних работ мастера и может служить образцом лучших черт его стиля.

О.В. Тугушева


________________

1 Robertson, 1992. P. 173–177; Beazley ARV², 1963. P. 483–492.

Сайты Музея