54. КРАСНОФИГУРНЫЙ КИЛИК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СИМПОСИАСТА И ЮНОШИ-ВИНОЧЕРПИЯ
Инв. АВ 660
Аттика, Греция. 480-е до н.э. Вазописец Дурис
Глина, черный лак
В. 7,8; Ø 20,2
склеен из фрагментов, утраты восполнены и тонированы; поверхность слегка потерта
до 1945 – Музей замка, Гота (Германия); с 1945 – ГМИИ
Археология войны, 2005. С. 45, кат. 49
Краснофигурная техника росписей, появившаяся в Аттике ок. 530 до н.э., активно развивается в течение последней трети VI в. до н.э. В начале V в. вазописцы, ее избравшие, уже вполне овладели новыми приемами и возможностями в передаче фигуры человека, его поз, движений, эмоций. Одним из ведущих мастеров нового, краснофигурного стиля стал вазописец Дурис, работавший между 490–470 до н.э.1. Его росписи отличает точный изящный рисунок; стройные высокие фигуры облачены в нарядные хитоны с пышными, тщательно написанными складками; наряду с плотной чернолаковой линией мастер широко использует разбавленный лак, особенно в передаче мускулатуры обнаженных юношеских тел. Разнообразна тематика росписей Дуриса – мифологические сюжеты и сцены с воинами, симпосии и жанровые сценки, атлеты и сатиры. Сегодня самому вазописцу приписывается почти 300 ваз, большинство из которых составляют килики2.
К числу лучших работ Дуриса относится сосуд, хранящийся в собрании ГМИИ. Его широкая неглубокая чаша покоится на стройной ножке с коротким стержнем и широким плоским основанием; горизонтальные ручки слегка загнуты вверх. Снаружи килик сплошь покрыт лаком. Внутри довольно большое тондо обрамлено орнаментом меандра, чередующегося с квадратом с прямым крестом внутри.
В тондо изображена сцена пира. На клине возлежит мужчина, опирающийся левой рукой о полосатую подушку и одновременно придерживающий суковатый посох, в то время как правая рука, согнутая в локте, жестом приветствия поднята вверх. Нижняя часть торса и ноги его окутаны хитоном, высокие сапожки стоят под небольшим столиком, поставленным перед ложем. Рядом с клине юноша-виночерпий с бронзовым киафом в руке и наполненным вином киликом, который он протягивает возлежащему. За спиной виночерпия к стене прислонен еще один посох, а в центре вверху висит большая корзина.Рисунок исполнен очень аккуратно, ясные четкие линии проведены уверенной рукой мастера, свободно владеющего «пером». Фигура юноши написана в профиль, полуобнаженный торс мужчины дан в естественном трехчетвертном повороте.
Подобная композиция с двумя фигурами – возлежащего и его компаньона – имеет целый ряд параллелей. Ближайшая из них – тондо килика, найденного в 1971 году в Афинах3. В его росписи повторяется общая схема, но с некоторыми изменениями. Так, в роли виночерпия здесь выступает не юноша, но мальчик, держащий в руках бронзовый киаф и маленький кувшинчик, мужчина-пирующий возлежит на клинэ, подвернув под себя ноги, на голове его широкая повязка, и в правой, вытянутой вперед руке он держит килик. Еще на одном килике, в Вюрцбурге, вместо юноши-виночерпия представлена девушка, в одной руке у нее килик, другой она протягивает возлежащему ойнохою; последний уже знакомым нам движением поднял вверх правую руку4. Обе вазы также отнесены к числу работ вазописца Дуриса. Эта же схема композиции повторена еще в одной росписи Дуриса, на килике в Мюнхене, но на этот раз рядом с клине изображен не виночерпий, а музыкант, играющий на двойной флейте, а сам сосуд значительно больших размеров5. Подобный сюжет встречается и у старших современников Дуриса, например на килике вазописца Аполлодора6. Не исключено также, что прототипом для обоих послужила более ранняя роспись, исполненная ок. 500 до н.э., где вместо музыканта помещена музыкантша (круг вазописцев Евфрония и Онесима)7.
Еще один вариант композиции предложил мастер Брига, работавший одновременно с Дурисом; у него в аналогичной по построению сцене место виночерпия или музыканта занимает юная танцовщица8. Наконец, анонимный мастер Парижской Гигантомахии, работавший в те же 80-е годы V в. до н.э, усложнил схему. Он разместил на ложе двух пирующих, а перед клине в одном случае изобразил танцующего мальчика (килик в Британском музее), а в другом – флейтистку (килик в собрании Государственного Эрмитажа)9.
Все названные параллели показывают, что подобные сцены были весьма популярны у вазописцев чаш на протяжении практически всей первой четверти V в. до н.э., причем каждый из них вносил что-то свое в общую схему, дополняя ее и развивая.
О.В. Тугушева
________________
1 Robertson, 1992. P. 84–93; CVA Br. Mus. 9, 1980. N 18–29; Buitron-Oliver, 1995.
2 Beazley ARV², 1963. Ch. 27.
3 Tzachou-Alexandri, 2002. S. 69–90, Taf. 6–11.
4 Langlotz, 1932. Taf. 152, N 483.
5 Мюнхен, Античное собрание, inv. 2646 (см.: Buitron-Oliver, 1995. Pl. 96, N 173).
6 Auktion, 1977. N 49.
7 Auktion, 1967. N 152.
8 Килик в Британском музее – CVA Br. Mus. 9, 1980. N 43, pl. 58–59.
9 CVA Br. Mus. 9, 1980. N 56, pl. 79–80; Передольская, 1967. № 77, табл. XLIV, 14; LV, CLXXIII, 7.