50. ЗЕРКАЛО С АФРОДИТОЙ И ЭРОТАМИ

Инв. Абр 11; Абр 19 (левый эрот); Абр 21 (правый эрот)

Аргос, Греция. 450–440 до н.э.

Бронза; полое литье, чеканка, ковка, доработка резцом

В. общая сохранившейся части 23,5. Кариатида: В. 17,5; Ш. 9,5; Т. 6,5. Левый эрот: В. 7,7; Ш. 7,3; Т. 2,7. Правый эрот: В. 7,3; Ш. 6,7; Т. 3,6

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачен диск зеркала, фигуры эротов поступили монтированными на отдельных кубиках, с припаянными к ступням проволочками; обломан один конец скрепы, соединявшей фигуру с зеркалом; утрачены атрибут кариатиды (зеркало) в левой руке, ножка подставки; кариатида: сколы на подставке, на руках, на груди и носу; левый эрот: скол над левым глазом, поврежден верхний край левого крыла; правый эрот: крылья утрачены, небольшие законсервированные очаги дикой патины

Происхождение:

по легенде, найдено в Коринфе; до 1945 – Музей замка, Гота (Германия) (inv. 609); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Froehner, 1885. P. 123s., N 609, pl. 12; Dumont, 1890. P. 253, N 37; Reinach, 1897. T. 2, 1. P. 328, 6; Franck, 1923. S. 136, N 62; Langlotz, 1927. S. 54, N 13, Taf. 25a; Webster, 1936. P. 146f.; Poulsen, 1937. S. 29, N 10; Schefold, 1940. S. 32, Abb. 27; Karousou, 1951. P. 583; Karouzos, 1956, S. 251; Congdon, 1981. Р. 197, pl. 84, N 89; Археология войны, 2005. С. 167–168, кат. 53

Среди разнообразных типов греческих металлических зеркал наибольший интерес представляет стационарный, у которого ручка в виде человеческой фигурки одновременно служила опорой-подставкой. Это зеркала с кариатидами (англ. caryatid mirrors, нем. Standspiegel)1, которых в материковой и Восточной Греции сохранилось более сотни. Они возникают в конце VII в. до н.э. и повсеместно применяются до середины V в. до н.э., а затем внезапно исчезают, заменяясь зеркалами без ручек с крышками (box-mirrors, Klappspiegel)2. Особую популярность такие зеркала получили в строгом стиле (480–450 до н.э.). В греческом понимании «кариатида» – опорный элемент конструкции в женском облике, как известно по Сокровищнице сифносцев в Дельфах VI в. до н.э. или по знаменитому Портику кариатид Эрехтейона на Афинском Акрополе V в. до н.э.

У древних народов зеркала играли важную роль, поскольку были связаны с представлением об отражении-тени как о двойнике души; у греков их часто, еще с микенских времен, находят в качестве погребальных даров – для мужчин и женщин. Данное зеркало с утраченным диском и распавшимися фигурками эротов представляло Афродиту3, в строгом облике пеплофоры, женщины в безрукавном подпоясанном пеплосе – шерстяном одеянии. Пеплос мог быть простым или иметь напуск, как в данном случае, где верхний край одеяния отогнут наружу до пояса, составляя на груди двуслойный покров. Афродита босонога, стоит на круглой подставке типа гладкой опрокинутой капители, опирающейся на три ножки в виде львиных лап. У нее мужские пропорции, с широкими плечами и узким тазом, что было свойственно эпохе ранней классики с ее доминантой мужского идеала. В левой руке Афродита держала простое бронзовое зеркало, правой поправляла прическу4.

Зеркало с Афродитой и эротами (здесь: № 50). Фото до 1945 года. Аргос. 450–440 до н.э. ГМИИ, Москва // Congdon, 1981. N 89, pl. 84Все формы крепкие, пластичные и строгие, без мелочных оживляющих деталей, без декоративизма. Под стать телу прочная шея, увенчанная головкой со строгими чертами: большие глаза с тяжелыми веками, прямой нос и крупный, твердо сжатый рот. Прическа тоже простая и строгая: с двумя пышными прядями, подвернутыми под ленту и обрамляющими лицо, и массой гладко зачесанных назад волос. К ней крепится дуговидная пластинка с нижним резным краем, покрытая гравированным узором спиралей и лепестков; она служила переходным элементом к собственно зеркальному диску, крепившемуся с помощью центрального язычка. Как показывает довоенное состояние вещи (рис. 19), по сторонам пеплофоры, обращенные к ней головами, парили два крылатых эрота. Их полет еще несет в себе признаки коленопреклоненного бега; очевидна и «свастиковидность» позы с по-архаически показанными крыльями – почти перпендикулярно согнутыми по отношению к рукам и обильно прочерченными резцом. Головки – того же типа, что у Афродиты, с цельными крепкими формами, с простыми прическами, увенчанными диадемой и ниспадающими на спину волосами. Динамичные повороты тел, переходность поз от профиля к изображению анфас и попытка передать вращение в воздухе показывают, какой стремительный путь прошли за 40 лет мастера зеркал, начав с застывших кор-кариатид, над которыми парят еще совсем «деревянные» Ники в длинных хитонах.

Выбор фигуры Афродиты для украшения ручки зеркала более чем оправдан. Во-первых, Афродита – богиня любви и красоты, а зеркало позволяло гречанкам любоваться своим отражением. Во-вторых, зеркало всегда «рождает» образ-отражение, а Афродита-кариатида и есть богиня-мать, окруженная сыновьями-эротами. И наконец, зеркало, которое могло самостоятельно стоять в интерьере, представляет богиню, рожденную из пены морской, – водную Владычицу, что связывает ее с сущностью зеркала как предмета, дающего отражение: первично зеркало вод.

В общей системе вещи фигура Афродиты занимает срединное место: она как ствол мирового древа, корни которого («нижний мир») представляет подставка с тремя «львиными» ножками, а крону («верхний мир») – собственно диск, украшенный шестью фигурами по краю: снизу лисы, преследующие зайцев, наверху – два геральдических петуха. Зеркальные диски нередко украшались такими фигурками: особенно часто встречаются петухи5. Львиные ножки, украшающие предметы античной мебели, утвари и мелких вещиц вроде ларцов, зеркал и шкатулок, говорят нам об их первично «животной» сути. За Афродитой – водной Владычицей, богиней-матерью, рождающей космос, просвечивает древнейший образ богини-львицы, который появляется в искусстве еще в VII тыс. до н.э. – в знаменитой терракотовой фигурке Кибелы на «львином» троне из Чатал-Гююка в Стамбуле. Так что сакральная суть зеркала продолжала сохраняться в его фигуративном оформлении.

Л.И. Акимова


________________

1 См. о них: Сongdon, 1981; там же обширная литература.

2 Cм.: Schwarzmeier, 1997.

3 Ср. LIMC II 1984, Aphrodite 111–120, p. 20 (A. Delivvorias et al.). Атрибуты пеплофоры вроде голубя или зеркала и жесты ее, связанные с прихорашиванием волос, «космесисом», говорят, что представлена не смертная дева, а богиня любви и красоты.

4 Langlotz, 1927. N 13, Taf. 25a; Congdon, 1981. N 89, p. 197, pl. 84.

5 Соngdon, 1981. N 43, p. 38 (Louvre); N 46, pl. 41 (Karlsruhe); N 48, pl. 43 (Berlin); N 51, pl. 46 (Leipzig); N 52, pl. 47 (Athens); N 53, pl. 48 (Munich); N 55, pl. 51 (Baltimore); N 61, pl. 57 (Athens); N 74, pl. 67 (Athens). Другой популярный элемент украшения зеркала (в частности, его вершины), – фигура сирены. Лисы с зайцами тоже неоднократно встречаются на зеркалах с кариатидами, см.: Congdon, 1981.

Сайты Музея