49. ЧЕРНОФИГУРНЫЙ ЛЕКИФ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БИТВЫ

Инв. II 1б 64

Аттика, Греция. Ок. 500 до н.э. Эдинбургский мастер

Глина оранжевато-коричневая, черный лак, белая краска, пурпур

В. 31,5; Ø тулова 13

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

горло приклеено, мелкие сбои, потертость поверхности, осыпи белой краски

Происхождение:

с 1899 – Строгановское училище технического рисования, Москва (приобретен при участии д-ра В. Гельбига в Италии); с 1919 – ГМИИ

Литература:

Античное искусство, 1963. С. 25; Античная расписная керамика, 1985. № 30 (57–58); CVA Pushkin Museum 1, 1996. Pl. 33, 1–2

К концу VI в. до н.э. краснофигурная техника росписей ваз постепенно выходит на первое место, оттесняя чернофигурную на второй план. Тем не менее чернофигурные росписи по-прежнему пользуются популярностью. К числу тех ремесленников, что сохраняют верность старой, чернофигурной технике, принадлежит анонимный вазописец, получивший имя Эдинбургского мастера (по месту хранения одной из лучших его ваз)1. Он расписывает небольшие амфоры, гидрии, леканы, но особенно часто – стройные лекифы с цилиндрическим туловом, выбирая для их декора преимущественно мифологические сюжеты. Сцены битв встречаются на его вазах сравнительно редко. Обычно они включают пять-шесть персонажей, объединенных в насыщенные, но не перегруженные, легко читаемые композиции. Типичный пример подобных росписей – лекиф в собрании ГМИИ.

В центре фриза, занимающего почти всю высоту тулова, изображен раненый воин, над ним бьются двое, за их спинами еще по две фигуры. Все семеро в полном вооружении – шлемах (у двух аттические, с высоким султаном, исполненным белой краской, у остальных – коринфские), панцирях, на ногах поножи, в руках щиты и копья, у троих на боку ножны. Силуэты стройных высоких фигур, почти не пересекающие друг друга, ясно читаются на светлом фоне, одновременно подчеркивая удлиненную форму самого сосуда. Контуры вскинутых рук, сжимающих копья, детали панцирей и складки хитонов переданы гравированными линиями, длинными, уверенно прочерченными. Их дополняют мазки пурпура и серовато-белой краски, сейчас почти утраченной, – кровь на груди раненого воина, перевязи мечей, девизы на щитах, складки хитонов. Работая в старом, чернофигурном стиле, мастер Эдинбурга не остался равнодушным к поискам и приемам новой, краснофигурной техники. Это сказывается в более свободной и естественной передаче движений, мягком переходе от фронтально развернутого торса к профильному изображению бедер, в лаконичном рисунке хитонов, лишенных орнаментов. Росписи Эдинбургского мастера просты и в то же время выразительны, а рисунок точен. Все это делает его одним из наиболее интересных вазописцев позднего чернофигурного стиля рубежа VI–V вв. до н.э.

О.В. Тугушева


________________

1 Beazley ABV, 1956. P. 476–478; Гаталина, 1960. С. 56–60.

Сайты Музея