48. ЧЕРНОФИГУРНЫЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРАКЛА И ТРИТОНА
Инв. АВ 358
Аттика, Греция. Ок. 510 до н.э. Мастер Оксфорд 569
Глина, черный лак, белая краска, пурпур
В. 30,7; Ø венчика (с ручками) 34; Ø ножки 16,2
склеен из многочисленных фрагментов с тонированными дополнениями;небольшие повреждения краев; мелкие сколы, царапины, потертости поверхности
до 1945 – Музей замка, Гота (Германия); с 1945 – ГМИИ
Археология войны, 2005. С. 38, кат. 35
Перед нами чернофигурный кратер с ручками-колонками. Его тулово занимает развернутый фриз с изображением двух мифологических сцен. Одна представляет единоборство Геракла с Тритоном, который имеет тело человека и хвост морского животного. За схваткой наблюдают сидящий старец Нерей и его дочери – нереиды, воплощение неспокойной морской стихии. В другой сцене – сидящий Дионис со свитой. Композиция не прерывается под ручками, там изображены танцующие сатиры. Мы наблюдаем подчеркнутое совмещение двух сюжетов. Это не случайно, Павсаний упоминает о том, как Тритон напал на танагрских женщин во время очистительных обрядов, тогда несчастные взмолились Дионису о заступничестве, и тот в борьбе одолел Тритона1. Противостояние морской и дионисийской стихий известно и по другим литературным источникам.
Вазописец использует типичные для архаики изображения популярных персонажей. Можно отметить характерную для поздней чернофигурной вазописи стройность форм, острую динамику в трактовке движения. Мастер активно применяет гравировку для проработки деталей, дополняет рисунок яркими акцентами накладных красок. Декор вазы включает и орнаментальные фризы: ветвь плюща на венчике, цепь пальметт на шейке, упрощенный орнамент язычков на плечиках и «корзину лучей» у основания.
Группа главных персонажей восходит к формуле, выработанной вазописцами круга мастера Кьюзи2, одного из лучших представителей поздней чернофигурной вазописи (510–490 до н.э.). В росписи московского кратера ощущается его значительное влияние, но рисунок менее продуманный и аккуратный. Изображения периферийных героев значительно упрощены. Заметна разница в трактовке лицевой и оборотной сторон вазы. Композиция последней не имеет выраженной центральной группы, орнамент на шейке с этой стороны менее изыскан. Отмеченные нами черты позволяют считать московский кратер работой мастера Оксфорд 569, подражавшего мастеру Кьюзи.
Рассматриваемая нами ваза отражает экспериментальный характер искусства своего времени. Форма московского кратера и система его декора достаточно традиционны. Однако сцена борьбы Геракла с Тритоном очень редко встречается на кратерах, она более характерна для амфор и гидрий3. Привлекает внимание и появление на шейке орнамента из цепи пальметт. Этот новый вариант декора был создан в тот же период мастерами ранних краснофигурных ваз. Он встречается на шейках кратеров с колонками лишь в исключительных случаях4.
Сюжет единоборства Геракла и Тритона не знаком нам по литературным источникам. Наиболее распространенная версия исследователей связывает эту сцену с походом Геракла за золотыми яблоками бессмертия, когда герой выпытал у меняющего облик старца Нерея описание пути к саду Гесперид. Обычно антропоморфный образ называют Нереем, а чудовище с рыбьим хвостом – Тритоном, согласно подписям на вазах. Возможно и отождествление их образов, что подтверждается одним из стихов «Аргонавтики» Аполлония Родосского5. Однако иногда они встречаются в одной сцене, как на московском кратере6. Это еще одна загадка, требующая разрешения7.
О.Ю. Самар
________________
1 Paus. IX. 20. 4.
2 См., например, вазы мастера Кьюзи: амфору в Мюнхене (inv. 1569 [J 391]); гидрию в Лондоне (inv. В 312); гидрию в Бостоне (inv. 62.1185); амфору в Карлсруэ (inv. 61.24).
3 Luce, 1922. P. 185–189. Согласно архиву Бизли, нам известно всего только три кратера с колонками с данной сценой, включая описываемый.
4 Нам известно лишь два примера: чернофигурные кратеры с колонками в Лувре (inv. F 311 и F 313).
5 Apoll. Rhod. IV. 1587–1588.
6 На амфоре в Лондоне, В 223, с изображением борьбы Геракла с Тритоном персонажи подписаны: "ΝΕΡΕ[Ε]ΥΣ", "ΗΕΡΑΚΛΕΕΣ", "ΤΡΙΤΟΝ". А на гидрии в Толедо (inv. 56.96) этого же периода – многофигурная композиция с одновременным изображением борьбы Геракла с Тритоном, Нерея и Посейдона.
7 Самар, 2003. С. 173–185.