46. ЧЕРНОФИГУРНЫЙ КИЛИК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦ И ЖИВОТНЫХ
Инв. II 1б 367
Аттика, Греция. Третья четверть VI в. до н.э. Мастер Тлесона
Глина, черный лак, пурпур, белая краска
В. 15,8; Ø тулова 23,1
склеен из многих фрагментов, утраченные части реставрированы и тонированы; просверленные отверстия в ножке и основании; сколы по поверхности
1899 – Строгановское училище технического рисования, Москва (приобретен при участии д-ра В. Гельбига в Италии); с 1919 – ГМИИ
Лосева, 1939. С. 83–85, рис. 30, 31; Beazley ABV, 1956. P. 180, no. 46; Античное искусство, 1963. С. 24; Античная расписная керамика, 1985. № 17 (31); CVA Pushkin Museum 1, 1996. Pl. 55, 1–2
В середине VI в. до н.э. в аттической керамике появляется новый тип киликов – с широкой и глубокой чашей на высокой тонкой ножке. Роспись располагается либо узким фризом вдоль края устья, либо неширокой полосой в середине тулова и прекрасно согласуется с самой формой сосуда, легкой и стройной. Рисунки обычно включают от одной-двух до десяти-двенадцати совсем маленьких фигурок – людей, птиц и животных, реальных или фантастических. Эта особенность дала общее название всей группе рассматриваемых чаш – «мелкофигурные килики». В третьей четверти столетия они любимы многими вазописцами и расписываются в больших количествах. Прекрасным образцом подобных сосудов может служить килик, хранящийся в собрании ГМИИ.
Роспись занимает полосу между ручками, в средней части тулова, остальная его поверхность, а также ножка покрыты черным лаком. На одной стороне в центре изображен пасущийся козел, по сторонам от него по фигурке гуся с поднятыми крыльями. На другой стороне чаши в аналогичной схеме показаны олень и сидящие сфинксы. Каждая из композиций по краям замыкается небольшой пальметтой. Рисунок миниатюрных фигурок животных и птиц четкий и очень тонкий, детали тщательно исполнены гравировкой, подцвечены белой краской и пурпуром. Изображения животных отличают несколько удлиненные пропорции, у них маленькие головы и длинные ноги. Подобные особенности рисунка характерны для целого ряда росписей, в том числе приписываемых руке мастера Тлесона1.
Этот вазописец был назван по имени гончара Тлесона, чья подпись встречается на нескольких десятках мелкофигурных киликов. Его мастерская в третьей четверти VI в. до н.э., по-видимому, была одной из ведущих в Афинах. В ней работало большое количество вазописцев, специализировавшихся на росписи подобных чаш. Мастер Тлесона, несомненно, один из лучших. Его работы неизменно отличает крепкий и уверенный рисунок, не лишенный в то же время изящества и тонкости в проработке деталей. Декор московской вазы служит тому наглядным примером.
О.В. Тугушева
________________
1 Beazley ABV, 1956. P. 179–183.