43. КИЛИК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВСАДНИКОВ И КОМАСТОВ
Инв. II 1б 7
Коринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э. Мастер Кавалькады
Глина, оливково-коричневый лак, лиловато-красный пурпур
В. 14; Ø тулова 29,7
отдельные сбои, значительная потертость росписи, лак внутри покраснел при обжиге, местами осыпи лака и пурпура
1868 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретен при участии д-ра В. Гельбига в Неаполе у Бароне); с 1912 – ГМИИ
Шварц, 1890. C. 29–30, № 48; Блаватский, 1953. С. 111 (рис.); Античное искусство, 1963. С. 20, табл. 4–5; Seeberg, 1965. Vol. 2. Pl. 1, 2; Сидорова, 1966. C. 228–236; Sidorova, 1967. S. 541, Taf. 100, 3; Benson, 1969. P. 117, 122, no. G 2; Amyx, 1988. Vol. I. P. 198, no. 1; P. 383, pl. 81, 1a–c; Boardman, 1998. P. 180, no. 392, 1–2; CVA Pushkin Museum 7, 2004. P. 33–34, pls. 26–28
Среди вазописцев среднекоринфского периода выделяется группа мастеров, в чьих росписях изображение человеческой фигуры становится основной темой. В их числе мастер Кавалькады – один из лучших вазописцев своего времени, названный так по изображению следующих друг за другом всадников, неоднократно повторенному на приписываемых ему вазах1. Одна из них – большой килик в собрании Музея. Главные фризы его наружных сторон украшены процессией всадников (сторона А) и парами танцующих комастов (сторона Б). Еще один фриз, более узкий, охватывает нижнюю часть тулова сосуда сплошной лентой. В нем помещен традиционный для керамики ориентализирующего стиля фриз животных: две пантеры по сторонам пасущегося козла, затем две пары – пантера против козла, далее пасущийся козел и гусь. Внутри чаши в центре горгонейон – маска горгоны Медузы, окруженная рядами орнаментов – удлиненные язычки и гирлянда лотосов и пальметт. Основную роспись дополняют меандр и язычки на венчике и двойная «корзина лучей» над ножкой. Роспись отличает тщательный, аккуратный рисунок, в котором помимо коричневатого лака обильно использованы пурпур и гравировка. Последней переданы волосы, черты лиц и мускулатура всадников и комастов, предметы вооружения, детали упряжи, гривы и хвосты лошадей, крылья птиц, летящих за всадниками.
Характерно, что в росписи практически отсутствует орнамент, некогда заполнявший фон; лишь отдельные маленькие розетки кое-где разбросаны среди фигур комастов. Показательно и вытеснение «звериного» фриза в нижнюю часть чаши, так что фигуры животных почти не видны. В этой и других росписях мастера Кавалькады уже просматриваются первые признаки нового, чернофигурного стиля, постепенно складывающегося в вазописи Коринфа первой половины VI в. до н.э.
О.В. Тугушева
________________
1 Amyx I, 1988. P. 198, N 1, pl. 81,1a–c.