40. ГИДРИЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕТУХОВ И СИРЕН

Инв. II 1б 1364

Клазомены, Восточная Греция. Третья четверть VI в. до н.э. Группа Урла

Глина красновато-коричневая, с незначительным количеством блесток; лак черный, местами оранжевато-красный; пурпур, белая краска

В. 27; Ø венчика 13,7

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачена почти полностью одна горизонтальная ручка, скол на основании, мелкие сбои и потертости по всей поверхности

Происхождение:

с 1969 – ГМИИ (найдена в 1929 в погребении близ станицы Тамань)

Литература:

Lossewa, 1929. S. 43–47, Abb. 2; Cook, 1952. P. 131–134, no. 1; Античная расписная керамика, 1985. № 14 (24); CVA Pushkin Museum 8, 2009. Pl. 20, 1–3

В число крупнейших центров восточногреческой вазописи, существовавших в VI в. до н.э. на побережье Малой Азии, входят Клазомены, располагавшиеся в Северной Ионии. Здесь около середины VI столетия, под влиянием керамики Коринфа и Аттики, складывается своя школа чернофигурных росписей. Их отличает темно-коричневый, почти черный лак силуэтных изображений, обильное применение тонкой гравировки, а также дополнительных красок, белой и пурпурной, положенных непосредственно на глину. Гидрия – одна из наиболее распространенных форм сосудов у клазоменских мастеров. Их четкие, немного жестковатые очертания, рельефные валики и выступы указывают на возможные металлические прототипы.

Московская гидрия целиком покрыта черным лаком, за исключением «корзины лучей» над ножкой и двух клейм с росписью – на плечиках и тулове. В первом, обрамленном сверху узкой полоской язычков, изображены четыре сирены, во втором – два петуха в геральдической композиции. Лица и грудь сирен окрашены белой краской, перья крыльев всех существ переданы тщательной гравировкой, детали оперения сирен и петухов, гребни, бородки и шеи последних дополнены пурпуром и полосками мелких белых точек.

Изображения петухов и сирен нередки в клазоменской керамике, прежде всего в так называемой группе Урла (по названию современного местечка близ Клазомен). Росписи входящих в нее амфор и гидрий отличает любовь к полихромии, хотя рисунок не всегда четкий и аккуратный. Большинство ваз и фрагментов датируется между 540–520 до н.э.1. Примечательно, что гидрии этой группы представлены в большинстве случаев фрагментами, московский же сосуд – единственный целый экземпляр. Его великолепная сохранность объясняется тем, что ваза была найдена в погребении, случайно открытом близ станицы Таманская в 1929 году, и почти сразу же опубликована в одном из немецких археологических журналов2. Первоначально сосуд хранился в музее города Темрюка. Во время Великой Отечественной войны он пропал, как и многие памятники крымских и южнорусских музеев. В 1960-е годы гидрия «всплыла» в Германии и была приобретена у частного лица Государственным собранием скульптуры Дрездена. Довоенная публикация помогла установить первоначальное происхождение вазы, и в 1969 году ее передали в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

О.В. Тугушева


________________

1 Cook, Dupont, 1998. P. 100–101.

2 Lossewa, 1929. S. 43–47, Abb. 2.

Сайты Музея