37. ЧАШИ С ПТИЦАМИ

Показать сохранность, происхождение, литературу
Происхождение:

до 1945 – Музей замка, Гота (Германия); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 33, кат. 22, 23

Скрыть отдельные предметы

В конце VIII в. до н.э. геометрический стиль в вазописи начинает вытесняться стилем ориентализирующим, повсеместно распространившимся в следующем, седьмом столетии. Но в некоторых областях Греции отдельные черты его сохраняются в течение длительного времени, порождая своеобразные и по-своему очень привлекательные произведения. К их числу относятся так называемые чаши с птицами – продукция керамических мастерских Беотии.

Две чаши из ГМИИ дают наглядное представление об особенностях этих ваз. Тулово каждой конусовидное, широкое вверху и заметно сужающееся книзу. Одна чаша возвышается на цилиндрической ножке, у второй невысокое кольцевидное основание. Четыре маленькие ручки прикреплены у края устья. Декор наружных сторон типичен для чаш этого класса: летящие птицы в клеймах, ограниченных полосами геометрического орнамента; вертикальные штрихи покрывают ручки, ряды зигзагов – край венчика и ножку высокой чаши, у низкой эти орнаменты дополнены растительными – розеттами на фоне и на обороте основания. Отличительная черта росписей подобных ваз – птицы изображены перевернутыми, обращенными спиной вниз. Внятного объяснения этому пока нет1.

Самые ранние чаши с птицами датируются ок. 560 до н.э., их расписывают вплоть до 80-х годов пятого столетия. За это время в самой схеме декора не происходит каких-либо изменений. На тулове сосуда от трех до пяти птиц, что зависит как от его размеров, так и от характера орнаментов, птиц разделяющих. Последние обычно геометрические – линии, зигзаги, треугольники; постепенно к ним прибавляются растительные мотивы – веерные пальметты и цветы-розетты. Комбинируя эти формы, беотийские мастера проявляют необычайную фантазию: найти две близкие композиции практически невозможно. Столь же разнообразна трактовка птиц. Небольшая головка с тонким клювом залита лаком, за исключением большого круглого глаза с точкой зрачка в середине; широкой полосой лака выделен верх крыльев, иногда – нижняя часть туловища птицы. В то же время крылья и хвост всегда исполнены контуром, заполненным линейным орнаментом. Ажурные, но суховатые и плоскостные очертания птиц и полос геометрического орнамента контрастируют с живыми набухающими лепестками и упругими завитками растительных мотивов.

Аналогичные изображения птиц встречаются и на других сосудах, в частности на канфарах и леканах, однако здесь они нарисованы летящими прямо, а не вниз спиной, как на чашах2. Датируются они тем же временем, что и большинство чаш с птицами, серединой – началом третьей четверти VI в. до н.э.

О.В. Тугушева


________________

1 По одной из версий, подразумевалось, что пустая чаша будет высоко вешаться, по другой – подобное положение было продиктовано лишь удобством для мастера, расписывавшего сосуд – Cook, 1960. P. 101.

2 Канфары – CVA München 6, 1967. Taf. 269, 1 – inv. 414; 270,1–2 – inv. 415; лекана – CVA Tübingen 1, 1973. Taf. 42, inv. 28.5447.

Сайты Музея