36. ДИНОС С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СФИНГ
Инв. АВ 3167
Остров Родос, Восточная Греция. Начало VI в. до н.э.
Глина, коричнево-черный лак, бежеватая обмазка, белая краска, пурпур
В. 33; Ø устья 32,8
склеен из фрагментов с тонированными восполнениями утрат, ручки утрачены; поверхность сильно потерта, царапины, осыпи лака
до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. V.I.3772); с 1945 – ГМИИ
Kinch, 1914. S. 215, Abb. 13a–b; Walter-Karydi, 1973. S. 52, 54, Taf. 65–66, no. 559; Археология войны, 2005. С. 34–35, кат. 25; Dokumentation der Verluste, 2005. S. 183, № V.I. 3772
Родос – один из крупнейших островов Средиземноморского бассейна, лежащий на пересечении многих торговых путей. Здесь, во время археологических раскопок, ведущихся уже более двухсот лет, было обнаружено большое число ваз ориентализирующего стиля. По данным исследований последних десятилетий, большинство из них было произведено не на самом острове, а в других восточногреческих центрах1. Лишь немногие образцы найденной здесь керамики ученые связывают сегодня с местным производством. К числу таких редких памятников относится великолепный динос, хранящийся в ГМИИ.
У него большое, слегка сплющенное биконическое тулово с широким устьем, обрамленным узким валиком венчика, очень короткая шейка, покатые плечики и скругленное дно. Средняя, самая широкая часть тулова покрыта сливающимися между собой полосами коричневато-черного лака, поверх которых положены тонкие линии пурпура. Этот темный пояс подчеркивает не только форму сосуда, но и его массивность, весомость. По контрасту с ним нижняя и верхняя части диноса оставлены в светлом цвете глины, прорезанные лишь узкими длинными треугольниками, и кажутся более легкими. Внизу треугольники направлены вершинами вверх, широко расходящиеся, они подчеркивают движение, нарастание самого объема сосуда. Напротив, треугольники на плечиках обращены остриями вниз, их широкие основания почти сливаются и словно «стягивают» тулово к узкой, едва обозначенной шейке, сплошь покрытой лаком; округлый валик венчика завершает это движение.
Широкий темный пояс средней части служит своеобразным подиумом для двух расположенных на противоположных сторонах плечиков клейм с фигурой сфинги. Крупная фигура этого фантастического существа также построена на чередовании темных и светлых зон: туловище залито лаком с отдельными пятнами пурпура, как и большая часть лап, но концы последних исполнены контуром; длинные перья больших загибающихся кверху крыльев, переданные тонкими лаковыми линиями, кажутся ажурными; голова, лицо и шея обозначены одной только узкой контурной линией, волосы же – плотными мазками лака и полосой пурпура (лента на голове). Наконец, фон заполнен орнаментальными мотивами – процветший крест, сложные розетты и четырехчастные ромбы. Нарисованные коричневатым лаком, тонкие и легкие, они отступают на второй план, в то время как фигура сфинги на их фоне рисуется плотным четким силуэтом.
Сама трактовка животного имеет несколько параллелей в керамике этого времени, из которых наиболее близко изображение сфинги на плечиках ойнохои в Вене2, датируемой ок. 600 до н.э.
Следует подчеркнуть, что диносы, в отличие от кувшинов разнообразных форм, встречаются в восточногреческой керамике не так часто. Как правило, их тулово украшено либо несколькими фризами с изображением животных, реальных и фантастических, либо клеймом, помещавшимся на плечиках, с одной-двумя фигурами животных или птиц. Московский сосуд относится ко второй группе.
О.В. Тугушева
________________
1 Cook, Dupont, 1998; Boardman, 1998. P. 141–143.
2 Инв. IV 1622 – Kunsthistorisches Museum, 2006. N 35.