35. АНТЕФИКС С МАСКОЙ ГОРГОНЫ МЕДУЗЫ

Инв. АТ 3423 (724)

Остров Фасос, Греция. Третья четверть VI в. до н.э.

Глина розовая, с включением черных частиц, слюды и шамота; бежеватая обмазка, пурпурная краска и лак, цвет которого варьируется от черновато-коричневого до красноватого; изготовлен в форме с доработкой резцом; козырек исполнен отдельно, на месте крепления ряд защипов

В. 17,7; Дл. 28; Т. 14,5–15

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

края повреждены, левый угол и часть зубцов обломаны; правый край козырька утрачен, обмазка и раскраска слегка потерты

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. 94153); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 92, кат. 165

Схема структуры перекрытия древнегреческих зданийОбраз горгоны Медузы был популярен в античном искусстве на протяжении всей его истории. Уже в эпоху архаики его можно встретить не только на рельефах и вазах, но и в украшении храмовых крыш. Двускатные кровли греческих храмов покрывались каменной или глиняной черепицей, плоские плитки которой, солены, перекрывались на стыках полуцилиндрическими калиптерами; снизу же кровлю обходил ряд антефиксов – рельефных терракотовых плит округлой формы с горизонтальным основанием, полуцилиндрическими козырьками на реверсе для крепления к кровле (рис. 15). Антефиксы украшались рельефами разного рода, часто с изображением голов мифических существ или даже целых сцен. Репертуар соответствовал идее храма как места перехода от хаоса к космосу.

Горгону убил герой Персей, внук микенского царя Акрисия, сын Данаи и Зевса, тайно явившегося к деве в виде золотого дождя. Когда Персей отсек чудовищу голову, из крови горгоны родились великан Хрисаор («Златомеч») и крылатый конь Пегас («Источник»). Таким образом, хаотическое существо, воплощение прамира, распалось на две космические части, в данном случае «материю» и «дух» (Пегас станет символом поэтического вдохновения). Отсеченная голова чудовища – знак становления «космического» (правильного, законного, гармонического) бытия. Вот почему голова Медузы («медуза» значит «владычица»), так называемый горгонейон, принадлежит к наиболее популярным мотивам всего античного искусства.

Широкий низкий антефикс с маской горгоны имеет вид полукруглой пластины, окруженной тонким валиком и широкой рамой из слегка отогнутых книзу лепестков; выше следует ряд массивных треугольных зубцов. Сзади к антефиксу приставлен козырек – трубчатая часть, посредством которой он крепился как с нижней черепицей кровли, так и с калиптером. Голова Медузы широкая, слегка приплюснутая, с массивным, почти горизонтальным подбородком, с которого свисают пряди бороды. Из широкого, растянутого клыкастого рта с двумя рядами крепких зубов высунут длинный пурпурный язык; над верхней губой видна темная полоска усов. Раковины ушей подчеркнуты тройным рельефным выступом, мочки закрыты дисковидными серьгами, трактованными так же, как огромные треугольные глаза (круг с точкой в центре) с очень тонкими веками, которым вторят рельефные брови и расходящиеся выше, но едва намеченные дуги морщин. Волны темных волос расходятся от пробора в обе стороны, за ушами они уже прямые, прочерчены горизонтальным рифлем. Приоткрытая пасть, оскаленные клыки и высунутый язык, как и андрогинная суть существа, – это признаки «ужасного» состояния мира перед тем, как он стал космическим.

Антефикс ярко раскрашен по светлой обмазке бежеватого цвета: волосы, усы и борода, а также вся верхняя часть терракоты – темные, корона из лепестков разграничена врезами стеки. Рельефные брови подчеркнуты темной краской, морщины на лбу и вокруг рта – разведенным, рыжеватым лаком; на носу снизу посажены три черные капли. Особой тонкостью отличается легкий рисунок ресниц, сделанных тончайшей кисточкой. Несмотря на «ужасность» облика, вид горгоны производит, как и лучшие архаические работы, жизнерадостное, мажорное впечатление. Из нее буквально прорывается созидательная, творческая энергия.

Ближайшей аналогией памятнику является другой, несколько хуже сохранившийся антефикс, происходящий также с о. Фасос (из района храма Геракла и Пританея) и хранящийся ныне в Античном собрании Берлина1.

Л.И. Акимова


________________

1 Fredrich, 1908. S. 245, Taf. 10; Daux, 1968. P. 103, fig. 49; Belson, 1981 (II 99–101 EG 26–27); LIMC IV, 1988, Gorgo, gorgones 47, p. 292.

Сайты Музея