31. АПОЛЛОН ДЕЙНАГОРА

Инв. Абр 875

Остров Наксос, Греция. 525–500 до н.э.

Бронза, сплошная, с доработкой резцом; подставка изготовлена отдельно

В. 18,2; Ш. 5,2; Т. 4

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены пальцы левой ноги

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. 7383); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Fränkel, 1879. Taf. 7 (в левой руке держал лук); Furtwängler, 1884. S. 451f.; Overbeck, 1889. S. 36, Abb. 8; Collignon, 1892. P. 253, fig. 122; Furtwängler, 1892. S. 215 (против арибалла); Sauer, 1892. S. 71, 77; Wernicke, 1892. S. 215; Furtwängler, 1893. S. 761, Anm. 1; Overbeck, 1893. S. 222, 245f.; Babelon, Blanchet, 1895. P. 45, N 97; Reinach, 1897. P. 81.1; Furtwängler, 1912 (2). S. 405; Kekule von Stradonitz, Schröder, 1922. S. 53; Lamb, 1929. P. 102, pl. 34c, N 7383; Neugebauer, 1931. S. 90–92, N 192 (A 308), Taf. 31a-c; прорисовка надписи: Abb. 30; Buschor, 1950. S. 118f.; Археология войны, 2005. С. 30, кат. 39; Baumbach, Petrovic, Petrovic, 2010. P. 169; Day, 2010. P. 42; Roberts, 2010. N 26a

Бронзовая статуэтка обнаженного юноши, – очевидно, популярного в греческой пластике Аполлона, – была найдена в 1878 году на о. Наксос, крупнейшем из кикладских островов, на котором в эпоху архаики сформировалась своя скульптурная школа1. Киклады, как выяснилось благодаря открытому на Фере городу Акротири, погибшему от землетрясения и извержения вулкана, во II тыс. до н.э. находились в ареале глубоких критских влияний: на о. Наксос, по мифу, афинянин Тесей бросил спасшую его от Минотавра Ариадну – но подобрал Дионис, сделав своей женой2. Tрадиция дворцовой культуры ранних греков уже во II тыс. до н.э. оставила здесь глубокий след.

Фигура стоит фронтально, опираясь обеими ногами на землю, и оживляется лишь за счет выдвижения вперед левой ноги и акцентировки правой руки с атрибутом. Стремление к «перекрестной» нагрузке членов тела (левой опорной ноге соответствует правая «нагруженная» рука – правая нога и левая рука свободны) говорит о разработке принципов будущего греческого хиазма – изображения тела с крестообразной схемой трактовки рук и ног. Верхняя часть тела кажется несколько укороченной по сравнению с нижней – плотными, с крепкими икрами ногами. Лицо с широким лбом резко сужается к узкому подбородку, нос – крупный, прямой, выступающий – упрочивает архитектонику. У Аполлона преувеличенно большие миндалевидные глаза с выпуклым яблоком и красивый рот, с припухшей нижней губой и отзвуками «архаической улыбки». Лицо обрамлено забранным под диадему валиком волос, которые ниспадают на спину; они расчленены на тонкие пряди, с изящными спиральками внутри. Конструктивная строгость фигуры говорит о создании ее на исходе VI в. до н.э.: школа наксосская, одна из виднейших региональных в эпоху архаики. Высококачественная статуэтка и по стилю, и по эпиграфическим характеристикам датируется 525–500 до н.э.

В правой руке Аполлон держит небольшой круглый предмет – как предполагалось, арибалл – сосуд для масла, что соответствует роли бога, наряду с Гермесом и Гераклом покровителя палестр, где атлеты умащались маслом перед состязаниями3; кроме того, Аполлон издавна выступал воплощением света и огня («родителем» которого считалось масло) – не случайно уже в классическое время он начнет сливаться с богом-солнцем Гелиосом. Так, в Эритрах Аполлон носил ритуальный титул Покровителя состязаний – Энагоний (Έναγῶνιος)4. Пиндар называл его Эврисфеном (Έυρυσθήνες) – Властвующим, Могучим5. Но в качестве атрибута божества арибалл в архаической Греции более не встречен. Гораздо вероятнее, что Аполлон держит плод граната – многозначный предмет древней культуры6. Содержащий «многое в едином», он стал символом перехода из мира в мир: для живых – знак смертных страстей (как для Персефоны, попавшей в Аид из-за съеденного граната7), для умерших – надежды на возвращение в круг бытия; отсюда постоянное присутствие гранатовых плодов на древних надгробиях и римских саркофагах (см. № 19, 133). Гранатовые яблоки – атрибут Коры-Персефоны, ее матери Деметры, Великой матери Кибелы, культ которой восходит к VII тыс. до н.э. О ритуальной близости этих фигур к Аполлону говорит ряд фактов8.

Аполлон Дейнагора (здесь: № 31). Надпись посвятителя. Наксос, 525–500 до н.э. // Neugebauer, 1931, Abb. 30Еще одна примечательная черта памятника – гравированная гекзаметрическая надпись, проходящая сверху по периметру подставки, только последнее слово нарушает метрику9: Δειναγόρης μ´ άνέθεκν έκήβαλοι Άπόλλονι δεκάτην («Дейнагор дал меня далекоразящему Аполлону как посвящение»). С одной стороны, она дополнительно позволяет считать куроса Аполлоном, и в этом качестве он находит ближайший аналог в известной бронзовой статуэтке Аполлона из Фив, посвященного Мантиклом (Бостон, Музей изящных искусств; начало VII в. до н.э.), где двустрочная надпись идет бустрофедоном по бедрам обеих ног, начинаясь на правом колене10. Надпись Мантикла11, также использующая гекзаметр, более пространна: «Мантикл дал меня далекоразящему сребролукому Аполлону как посвящение. Ты же, Аполлон, окажи свою милость взамен». Она говорит от своего собственного имени, как то было принято в архаике. В классике такая форма практически исчезнет.

Л.И. Акимова


________________

1 Langlotz, 1927. S. 126–131; Lambrinoudakis, 1986. S. 107–117; Kokkorou-Alewras, 1995. S. 37f.

2 Hyg. Fab. 42.

3 Fränkel, 1879. Taf. 7 (в левой руке держал лук). На одной монете из Синопы Аполлон показан с лавровой ветвью в правой и с подвешенным на шнуре к левой руке алабастром (Overbeck, 1889. Münztafel I.29).

4 Dittenberg I, 1915. S. 370, 100.

5 Pind. Isthm. II. 26.

6 См.: Muthmann, 1982.

7 Apollod. I. 5, 3.

8 Так, в Гитионе Аполлон Карней почитался вместе с Деметрой и Посейдоном Гееохом – Потрясателем земли (Paus. III. 21. 8); Аполлон Патроос (Отчий) вместе с Зевсом Басилеем (Царем) и той же Деметрой поминался в афинской клятве гелиастов, древнейшего суда присяж-ных – гелиеи, в который входили представители четвертого, нижайшего класса афинских граждан – тетов (Pol. VIII. 122; Anecdota Graeca I, 1814. S. 443, 31). Вместе с Корой Аполлон помянут в одной посвятительной надписи из Александрии (CIG III 4682b). В почетной надписи, найденной на о. Фера, упоминается жрица, обслуживающая одновременно «мать Кибелу» и Аполлона (RA, 1866. n.s. XII. P. 215s.). В Дельфах Аполлон унаследовал пророческое место от матери богов Геи, в ведении которой находилось древо с яблоками бессмертия – по предположению ряда ученых, именно гранатовыми, а не простыми яблоками; храм Геи с титулом Eurysternos (Plut. De pyth. orac. 17; FHG. III. 157) находился в святилище бога, южнее главного. В Спарте близ Гасептона святилище Аполлона Малеата находилось неподалеку от святилища Геи (Paus. III. 12.8).

9 IG. V. XII. 5, N 42; CEG. 405; Day, 2010. P. 42; Baumbach, Petrovic, Petrovic, 2010. P. 169.

10 Boardman, 1996. Fig. 10.

11 СEG. P. 326; Day, 2010. P. 36f.

Сайты Музея