30. СИРЕНЫ-АТТАШИ КОТЛОВ
Накладные рельефы с сиренами, предназначенные для украшения бронзовых котлов, воспроизводят тип ассирийских атташей с изображением Ашшура, имеющих вид бронзовых прорезных пластин, представляющих бога-птицу с хвостом и двумя крыльями в солнечном диске-кольце; лицо обрамлено двумя ниспадающими на плечи прядями. Восточный тип не сразу приспособился к местным вкусам, свидетельством чего являются две публикуемые вещи. Признаки мужского пола отсутствуют – нет ярко выраженной бороды, потому что греческие сирены – птицы-девы. Нет и кольца-солнца, в котором обычно фигурирует бог Ашшур. Птичья форма передается в основном только силуэтом.
Форма тулова первой сирены выгнута наружу для крепления к выпуклой стенке сосуда. Голова, с лицевой стороны обособленная от фигуры горизонтальным желобком, имеет утолщенный объем. Лицо своеобразно – длинное и плоское, с невнятными чертами и оплывшим подбородком, обрамленное прямыми волосами, падающими на плечи. У сирены впалые щеки, выступающие скулы, большие плоские, почти круглые глаза, оконтуренные веками (трактованы в ракурсе: правый глаз очень большой, более плоский и ниже посажен), расширенный выступающий нос и стертый невыразительный рот. Низкий лоб обведен двумя рядами локонов, линия которых доходит, не скругляясь, до самых висков. Волосы мелко гравированы, ото лба расходятся концентрическими полукругами, далее становятся горизонтальными; пряди, идущие от макушки, – вертикальные. Под линией волос, четко выделенной сзади в центре, даны три вертикальные группы дуговидных врезов – намек на птичье оперение. Такие же врезы идут линейными рядами по «загривку» и на верхней части хвоста. Длинные перья крыльев отделены от других косыми линиями и тонко прочерчены, приобретая на кончиках некоторый рельеф. Таким же образом трактованы перья хвоста.
На крыльях сохранились следы пяти заклепок.
У второй сирены силуэт еще более условен – ее хвост превратился в большой круглый диск, с помощью которого фигура крепилась к котлу. Крылья небольшие, почти горизонтальные. Лицо хранит печать восточных ликов с тяжелыми крупными чертами. Большие миндалевидные глаза оконтурены плотными веками, которые оставляют лишь узкие прорези для радужки. Короткий широкий нос скруглен на кончике, скулы заметно выдаются, узкий рот сомкнут. Низко зачесанные на лоб волосы единой массой ниспадают на шею, образуя спереди глубокие зазоры у щек; мастер прочертил их серией вертикальных дорожек с однородной косой штриховкой внутри1.
Фигура имеет много следов античной монтировки: на крыльях – по крепежному отверстию (одно с заклепкой), еще ряд заклепок виден в центре диска и два углубления для крепежа – внутри груди сирены. Отметив, что такие атташи найдены в Армении, Этрурии (импорт) и в ранней Греции и что основной их тип – с крупными чертами лица, в одеянии, с хвостом и крыльями – повторяет ассирийский тип Ашшура в солнечном диске-кольце (перенятом и персами, а через них – и другими народами), А. Фуртвенглер счел данный атташ или финикийской, или восточногреческой работой, исполненной под ассирийским влиянием2.
Л.И. Акимова
________________
1 По сообщению А. Фуртвенглера, таких атташей в Олимпии было найдено четыре: один еще до начала официальных раскопок (чему была посвящена его публикация – Furtwängler, 1912. S. 336–338, Taf. 15) и другие уже в раскопках (Olympia IV, 1890. S. 115f.).
2 Furtwängler, 1912. S. 338.