99. ЮНОША-ВОИН
Инв. Абр 1037
Орвьето (?), Этрурия. 475–450 до н.э.
Бронза, литье, доработка резцом
В. 42,5; Ш. 18,5; Т. 7,5
утрачены копье, левая рука до середины предплечья, верх шлема; сзади на шлеме и на левой руке пробоины
до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ
Cristofani, 1985. P. 166, N 58; Археология войны, 2005. С. 94–95, кат. 175
Представлен юноша в шлеме и короткой, чуть прикрывающей бедра тунике, поверх которой надет панцирь; в правой руке было копье; в левой, возможно, щит. Юноша опирается на левую ногу, отодвинув в сторону правую, носок ее приподнят (при ступнях сохранились фрагменты литейных каналов), так что контрапост проведен особым образом, не в традициях Поликлета и греческой школы. Короткий панцирь, чуть ниже пояса, плотно прилегает к телу, обтягивая его, как прозрачная ткань, у него моделированы соски; панцирь кругло обрезан у ворота и на плечах, где видны рукава туники; ее нижняя часть уложена плавными широкими «волнами». Пропорции фигуры крепкие, тело упругое, сильное, ноги с тонкими щиколотками и коленями и выразительными мышцами голеней; руки тоже короткие, крепкие. На невысокой мощной шее зиждится непропорционально тяжелая голова, повернутая в сторону руки с копьем. Лицо с энергичными чертами: косо поставленные удлиненные глаза, короткий прямой нос с «изломом» в переносице, небольшой рот с опущенными кончиками губ.
Волосы разделены прямым пробором и обрамляют лицо непышными кудрями, главным образом выбиваясь из-под шлема ниже ушей (они скрыты). Их масса трактована слегка «хаотично», проработана мелковато – надо лбом они почти совершенно прямые, чем ниже – более завиваются. Венчает голову шлем в виде невысокой конической шапки с узким «фронтоном» надо лбом и отогнутыми кверху нащечниками, которые удачно обогащают верховный элемент фигуры и делают его пространственно интересным.
И черты лица, и постановка фигуры и ее моделировка, несмотря на явную принадлежность бронзы второй четверти IV в. до н.э., сочетают позднеклассические черты с более ранними: архаичен рисунок глаз, отсутствует рельефная проработка плоти лица, пропорции остаются тяжеловатыми и т.д. И вместе с тем внутренняя упругость, сила, жизненная энергия, исходящие от юношеской фигуры, делают ее одним из наиболее замечательных памятников времени начинающегося заката Этрурии.
Л.И. Акимова