95. ТЕРРАКОТОВЫЕ АНТЕФИКСЫ

Показать сохранность, происхождение, литературу
Происхождение:

до 1919 – Строгановское училище технического рисования, Москва; с 1919 – ГМИИ

Литература:

Лосева, 1960. С. 68, 73; Лосева, Сидорова, 1988. С. 77–78, рис. 51; Welt der Etrusker, 1988. S. 231, C. 2.6; S. 235, C. 2.17

Скрыть отдельные предметы

Декор этрусского храма составляли многочисленные терракотовые украшения, прикрывавшие деревянные конструкции. Места стыка черепицы на крыше маскировались антефиксами, помещавшимися по краям кровли вдоль продольной стороны храма (рис. 15). Антефиксы ярко раскрашивались и декорировались скульптурными фигурами.

Среди изображений антефиксов большой популярностью пользовались маски горгоны Медузы (горгонейоны), получившие широкое распространение в городах Кампании в конце VI–V в. до н.э. Терракотовый антефикс из коллекции ГМИИ представляет рельефную маску, обрамленную по внешнему краю пятнадцатью цветочными лепестками. Концы лепестков слегка вогнуты. Внутренний край образован дугообразным обручем с двумя спиралевидными завитками. Прямоугольное основание антефикса декорировано полосой меандра. Широкое плоское лицо Медузы окантовано локонами волос, решенных в виде эллипсов. От ушей симметрично на плечи спускаются две пары витых косичек. Огромные, слегка раскосые миндалевидные глаза подчеркнуты рельефными валиками бровей. Рот раздвинут в широкой улыбке, среди оскаленных зубов и кабаньих клыков высунут круглый язык. Подбородок обрамлен бородой, свисающей заостренными прядками. Под ней видна кромка хитона с зигзагообразной каймой. Меандр и детали рельефа на основании раскрашены черной и лиловой красками. Этот горгонейон соответствует «львиному типу» изображения Медузы, прослеженному в поздней коринфской вазописи. Тем не менее отсутствие линии, разграничивающей область глаз и львиный зев, приближает ее к аттическим маскам третьей четверти VI в. до н.э. Многочисленные аналогии рассматриваемому экспонату, отличающиеся степенью детализации и раскраской, хранятся в музеях Европы и Америки1.

Горгонейон был самым известным видом апотропея (дословно «изображение, отводящее порчу»). Его ужасный образ вызывал одновременно и смех, и испуг. Плутарх говорит, что подобный талисман притягивает дурной взгляд недоброжелателя, отвлекая его от жертвы. Было принято украшать горгонейоном различные предметы интерьера – мозаичный пол перед входом, дверной молоток и прочее, чтобы отпугнуть входящее зло. Наряду с головой горгоны на антефиксах изображали маски силенов, менад или рогатую Юнону (Юнону Соспита, вспомоществующую).

Возможно, изображением этой богини декорирован антефикс с полуфигурой, окруженной цветами лотоса. Голова молодой женщины исполнена в виде горельефа, в пластической, сочной манере. Из-под стефаны выбиваются волосы, уложенные фестонами по обеим сторонам покатого лба. Из-за небольших оттопыренных ушей с двух сторон падают по три дугообразно загибающихся пряди, разделенные на круглые «дольки». Глаза миндалевидные, немного раскосые; рот приоткрыт в «архаической улыбке». На шее – написанное красной краской ожерелье с остролистными подвесками. По сторонам головы на длинных стеблях свисают бутоны лотоса, над плечами расположены круглые семилепестковые розетты. В использовании этих мотивов прослеживаются стилевые влияния восточноионийского искусства2. Край красного хитона окантован коричневой полосой. Рельеф раскрашен кремовой, черной и красной красками.

Близкий антефикс находится в коллекции Национального археологического музея Неаполя3. Он позволяет реконструировать утраченную верхнюю часть рассматриваемого экспоната. На неаполитанском рельефе видны два симметричных побега лотоса, произрастающие из-за спины богини, загибающиеся наружу и окрашенные в черный цвет. Некоторые исследователи трактуют их как рога, а женский образ – как рогатую Юнону4.

Мастерские по производству терракотовых антефиксов находились в Кампании, в частности в Капуе, которую можно считать одним из самых крупных ремесленных центров Италии в конце VI – начале V в. до н.э. Известно, что архитектурные терракоты для украшения построек изготовлялись на месте. Так, в ходе археологических раскопок храмов в Фалериях и Цере были открыты гончарные печи и формы для оттиска антефиксов5. В то же время матрицы для производства архитектурных терракот были предметом торговли. Их находили неоднократно в отдаленных от Этрурии районах Италии.

Т.А. Ильина


________________

1 Kästner, 1988. B 597 (inv. GR 1877.8–2.4).

2 Kästner, 1984. S. 70 f., Typ 5, Abb. 13.

3 Koch, 1907. Taf. 12.5; Neapel, Nationalmuseum Inv. 21589.

4 Macnamara, 1990.

5 Van Buren, 1921.

Сайты Музея