95. ТЕРРАКОТОВЫЕ АНТЕФИКСЫ
до 1919 – Строгановское училище технического рисования, Москва; с 1919 – ГМИИ
Лосева, 1960. С. 68, 73; Лосева, Сидорова, 1988. С. 77–78, рис. 51; Welt der Etrusker, 1988. S. 231, C. 2.6; S. 235, C. 2.17
Декор этрусского храма составляли многочисленные терракотовые украшения, прикрывавшие деревянные конструкции. Места стыка черепицы на крыше маскировались антефиксами, помещавшимися по краям кровли вдоль продольной стороны храма (рис. 15). Антефиксы ярко раскрашивались и декорировались скульптурными фигурами.
Среди изображений антефиксов большой популярностью пользовались маски горгоны Медузы (горгонейоны), получившие широкое распространение в городах Кампании в конце VI–V в. до н.э. Терракотовый антефикс из коллекции ГМИИ представляет рельефную маску, обрамленную по внешнему краю пятнадцатью цветочными лепестками. Концы лепестков слегка вогнуты. Внутренний край образован дугообразным обручем с двумя спиралевидными завитками. Прямоугольное основание антефикса декорировано полосой меандра. Широкое плоское лицо Медузы окантовано локонами волос, решенных в виде эллипсов. От ушей симметрично на плечи спускаются две пары витых косичек. Огромные, слегка раскосые миндалевидные глаза подчеркнуты рельефными валиками бровей. Рот раздвинут в широкой улыбке, среди оскаленных зубов и кабаньих клыков высунут круглый язык. Подбородок обрамлен бородой, свисающей заостренными прядками. Под ней видна кромка хитона с зигзагообразной каймой. Меандр и детали рельефа на основании раскрашены черной и лиловой красками. Этот горгонейон соответствует «львиному типу» изображения Медузы, прослеженному в поздней коринфской вазописи. Тем не менее отсутствие линии, разграничивающей область глаз и львиный зев, приближает ее к аттическим маскам третьей четверти VI в. до н.э. Многочисленные аналогии рассматриваемому экспонату, отличающиеся степенью детализации и раскраской, хранятся в музеях Европы и Америки1.
Горгонейон был самым известным видом апотропея (дословно «изображение, отводящее порчу»). Его ужасный образ вызывал одновременно и смех, и испуг. Плутарх говорит, что подобный талисман притягивает дурной взгляд недоброжелателя, отвлекая его от жертвы. Было принято украшать горгонейоном различные предметы интерьера – мозаичный пол перед входом, дверной молоток и прочее, чтобы отпугнуть входящее зло. Наряду с головой горгоны на антефиксах изображали маски силенов, менад или рогатую Юнону (Юнону Соспита, вспомоществующую).
Возможно, изображением этой богини декорирован антефикс с полуфигурой, окруженной цветами лотоса. Голова молодой женщины исполнена в виде горельефа, в пластической, сочной манере. Из-под стефаны выбиваются волосы, уложенные фестонами по обеим сторонам покатого лба. Из-за небольших оттопыренных ушей с двух сторон падают по три дугообразно загибающихся пряди, разделенные на круглые «дольки». Глаза миндалевидные, немного раскосые; рот приоткрыт в «архаической улыбке». На шее – написанное красной краской ожерелье с остролистными подвесками. По сторонам головы на длинных стеблях свисают бутоны лотоса, над плечами расположены круглые семилепестковые розетты. В использовании этих мотивов прослеживаются стилевые влияния восточноионийского искусства2. Край красного хитона окантован коричневой полосой. Рельеф раскрашен кремовой, черной и красной красками.
Близкий антефикс находится в коллекции Национального археологического музея Неаполя3. Он позволяет реконструировать утраченную верхнюю часть рассматриваемого экспоната. На неаполитанском рельефе видны два симметричных побега лотоса, произрастающие из-за спины богини, загибающиеся наружу и окрашенные в черный цвет. Некоторые исследователи трактуют их как рога, а женский образ – как рогатую Юнону4.
Мастерские по производству терракотовых антефиксов находились в Кампании, в частности в Капуе, которую можно считать одним из самых крупных ремесленных центров Италии в конце VI – начале V в. до н.э. Известно, что архитектурные терракоты для украшения построек изготовлялись на месте. Так, в ходе археологических раскопок храмов в Фалериях и Цере были открыты гончарные печи и формы для оттиска антефиксов5. В то же время матрицы для производства архитектурных терракот были предметом торговли. Их находили неоднократно в отдаленных от Этрурии районах Италии.
Т.А. Ильина
________________
1 Kästner, 1988. B 597 (inv. GR 1877.8–2.4).
2 Kästner, 1984. S. 70 f., Typ 5, Abb. 13.
3 Koch, 1907. Taf. 12.5; Neapel, Nationalmuseum Inv. 21589.
4 Macnamara, 1990.
5 Van Buren, 1921.