94. АМФОРА БУККЕРО С ПЕТУХОМ НА КРЫШКЕ
Инв. II 1б хр 64/2
Этрурия. Вторая половина VI в. до н.э.
Глина темно-серая, черный лак
В. с крышкой 80,4; Ø венчика 19,3; Ø тулова 28,1
склеена из фрагментов, утраты восполнены и тонированы, сбои; царапины и потертости поверхности
до 1929 – Государственный Эрмитаж; затем – Государственный музей керамики «Кусково»; с 1930 – ГМИИ
Лосева, Сидорова, 1988. С. 130 (рис.), 146–147
Вазы буккеро – специфически этрусский вид керамики. Черный цвет сосуда, покрытого блестящим лаком, четкие формы с острыми профилями и деталями, имитирующими заклепки, рельефный декор – все эти особенности указывают на металлическую утварь как прототипы подобных ваз. Первые сосуды буккеро появляются в середине VII в. до н.э., они отличаются тонкими стенками и обычно так и называются: «тонкое буккеро». Их блестящая черная поверхность украшена скромными гравированными орнаментами, реже – рельефными изображениями. Постепенно стенки ваз утолщаются, лак приобретает более тусклый, сероватый оттенок, рельефы исполнены обобщенно и схематично, с помощью цилиндрического штампа, прокатывавшегося по поверхности сосуда. Это так называемое «среднее буккеро», датируемое обычно первой половиной VI в. до н.э. Очень быстро, уже к середине столетия, оно вытесняется «толстым буккеро», господствовавшим в середине и второй половине века. Массивные сосуды, иногда необычных форм и часто довольно больших размеров, украшены изображениями в невысоком рельефе. Последние оттиснуты на поверхности вазы с помощью формы. Комбинируя несколько форм, мастер мог создавать разнообразные композиции. Но чаще он довольствовался одной-двумя, повторяя их в виде фриза на шейке и тулове сосуда.
Именно к таким вазам «толстого буккеро» с фризовым декором относится большая амфора московского собрания. У нее высокое цилиндрическое горло с выступающим профилированным венчиком, яйцевидное тулово, небольшая ножка и уплощенные трехствольные ручки; крышка завершается фигуркой петуха.
На венчике, над верхними корнями ручек, помещено по рельефной плоской головке богини с длинными волосами, такие же головки украшают шейку, по одной с каждой стороны. На тулове два фриза, разделенные широкими выпуклыми поясками. В верхнем шесть раз оттиснута фигура сидящего льва с цветком лотоса, спускающимся с затылка, и свешивающаяся перед ним пальметта, в нижнем – трижды повторена геральдическая группа из двух сидящих сфинксов, часть фигуры еще одного сфинкса втиснута между ними.
Известен целый ряд аналогичных по форме и декору сосудов. Все они происходят из одного центра – города Клузия (современный Кьюзи), где в середине – второй половине VI в. до н.э. располагались большие керамические мастерские, специализировавшиеся на производстве подобной посуды.
О.В. Тугушева