93. БРОНЗОВЫЕ СТАТУЭТКИ
поверхность повреждена окислами, мелкие каверны
время и обстоятельства поступления в ГМИИ статуэток № 2–5 неизвестны
Лосева, Сидорова, 1988. С. 224–225, рис. 208, 210, 212, 214–215
Во второй половине VII в. до н.э. в репертуаре бронзолитейных мастерских Этрурии появляются маленькие фигурки людей в длинных прямых одеждах с вытянутыми вперед (№ 93. 1) или опущенными вниз руками (№ 93. 3–5). Статуэтки отливаются сплошными, черты лица, волосы, пальцы рук и ног проработаны гравировкой.
Типичным их образцом является изображение неподвижно стоящего человека, закутанного в плащ (№ 93. 5). Руки плотно прижаты к телу; по бокам спадают острые концы покрывала. Скрытую под мешкообразной одеждой фигуру венчает непропорционально большая голова. Тщательно проработаны черты лица: низкий покатый лоб, прямой нос, выступающий вперед подбородок; насечками намечены брови и ресницы; гравировкой обозначены волосы. Прямая фигура без характерных выступов груди позволяет предположить, что перед нами изображение мужчины. Однако заостренная вертикальная грань на спине, первоначально кажущаяся горбом, при детальном рассмотрении оказывается спускающейся с головы длинной косой1. Большая часть волос закрыта плащом, лишь небольшой кончик выглядывает из-под края одежды. В целом фигурка близка к гротеску: большая голова с острым профилем, «сутулая» спина, острые узкие плечи, широкие ступни босых ног.
Поза адоранта (приносящего жертву) встречается среди ближневосточных статуэток, послуживших, вероятно, образцами для этрусских мастеров. Но схематизм изображения и отмеченные черты гротеска отсылают нас к амулетам предшествующего периода, к культуре Вилланова2.
Фигурки, изображавшие богов, жрецов и адорантов, служили храмовыми посвящениями. Такие вотивные статуэтки часто имели на ногах длинные выступы для закрепления их на бронзовой утвари, плите или каменном блоке.
Кроме статуэток в плащах в это время охотно изготавливались фигурки воинов в коринфском шлеме и плотно прилегающем панцире (№ 93.2). Несколько необычно исполнение спускающейся из-под панциря одежды в виде горизонтальных рельефных складок вместо типичной треугольной повязки. Значительное количество этих предметов свидетельствует о популярности в Этрурии культа бога войны, позже почитавшегося под именем Ларана.
Подобные небольшие по высоте изображения людей получили широкое распространение не только среди местного населения, но и далеко за пределами Этрурии, о чем свидетельствуют находки в Галлии3.
Т.А. Ильина
________________
1 Richardson, 1967. Pl. XVb; Boucher, 1970. N 49.
2 Лосева, Сидорова, 1988. С. 224.
3 Boucher, 1970. P. 193, fig. 7–9.