100. УРНА СО СЦЕНОЙ ПОЕДИНКА ЭТЕОКЛА И ПОЛИНИКА
Инв. II 1а 224
Клузий, Этрурия. 150–100 до н.э.
Глина, обмазка, желтая, коричневая, голубая, красная, черная краски; изготовлена в нескольких формах; доработана стекой
В. с крышкой 35; Дл. 34. Крышка несколько больше ящика
сколы; красочный слой частично осыпался
с 1913 – ГМИИ (приобретен у неизвестного владельца)
Лосева, Сидорова, 1988. С. 115–116, рис. 96.
В обширном репертуаре этрусского погребального искусства в III–I вв. до н.э. большую роль играли терракотовые урны. Прямоугольные ящички с отдельно сделанными крышками, на которых помещались фигуры умерших, изготовлялись в Северной и Центральной Этрурии. Крупнейшим производителем таких погребальных предметов был город Клузий (современный Кьюзи). Лицевую стенку украшали рельефом, воспроизводящим сцену из греческих или этрусских мифов, как правило, связанную с идеей смерти.
На крышке урны из собрания ГМИИ представлен умерший в традиционной позе приносящего жертву либации. В правой, опущенной на колени руке он держит фиалу, локтем левой опирается на подушку в изголовье. На мужчине длинный хитон, на голову наброшено покрывало, спадающее тяжелыми складками на плечи и закрывающее спину. Запястье левой руки украшено широким браслетом, на безымянном пальце – перстень с круглым щитком. Тело и ноги лежащего непропорционально кóротки, черты лица портретны. Непринужденная поза не нарушает впечатления монументальности и спокойствия.
Передняя сторона урны воспроизводит трагический финал сказания о походе Семерых против Фив – поединок Этеокла и Полиника, сыновей царя Эдипа1. В центре изображены две фигуры сражающихся: слева воин в греческом вооружении стремительно нападает на противника, поражая его мечом в грудь. Второй воин, уже лишившийся шлема, падает на колени, но успевает в последнем усилии поразить врага ударом в живот. Две фигуры богинь судьбы в углах своими позами стабилизируют динамичную композицию. Персонажам тесно в отведенном им пространстве, они выходят за его рамки, пересекая архитектурное обрамление в виде пилястров.
Хорошо сохранилась раскраска фигур на крышке и рельефе – светлые, коричневатого оттенка тела, желтая, коричневая, голубая, красная краски на одеждах и вооружении. Нанесенная черной краской ретроградная надпись на верхнем борту урны сохранилась фрагментарно; в ней сообщается по обычаю имя умершего: «А[рн]т Ане, (сын) Титии (и) Ар[нта]»2.
Терракотовых урн, происходящих из мастерских Клузия, насчитывается несколько десятков экземпляров. Использование глиняных форм для их изготовления позволило коропластам перейти от индивидуального творчества к серийному производству. Так, прослежены памятники, иконографически близкие урне из коллекции ГМИИ, отличающиеся лишь качеством доработки и росписи3. Возможно, некоторые были оттиснуты в одной матрице. Следует отметить, что подобная стандартизация технологии производства существенно не сказалась на качестве продукции. Изображения поражают экспрессией и выразительностью движений, свидетельствуя о высоком уровне этрусских мастеров.
Т.А. Ильина
________________
1 Семеро против Фив – в греческой мифологии герои, предводительствовавшие войском аргивян в походе против Фив. Поход был задуман Полиником, сыном Эдипа, против своего брата Этеокла, правившего в городе. Вождями в этом походе были Адраст, Полиник, Амфиарай, Тидей, Капаней, Гиппомедонт, Парфенопей. После длительной осады Фив и братоубийственной схватки Этеокла и Полиника, в которой оба были убиты, победа склонилась на сторону осажденных. Все вожди аргивян погибли, кроме Адраста и Амфиарая. Поход потомков Семерых (эпигонов) через 10 лет завершился падением города [БЭС, 2009].
2 Харсекин, 1963. С. 66.
3 Santangelo, 1963. Р. 83, 89; Macnamara, 1990. D 795; Культура Этрурии, 1972. № 214, с. 66 (ГЭ, инв. Г. 2669).