117. РЕЗНЫЕ КАМНИ
История глиптики – искусства художественной резьбы по камню – начинается в Месопотамии и других регионах Ближнего Востока в V–IV тыс. до н.э. На первых порах материалом для резьбы служили невзрачные на вид, но мягкие по фактуре камни, позволявшие вырезать на них различные изображения, имевшие, как правило, магический смысл. Позже стали использовать драгоценные и полудрагоценные камни: голубые и серые халцедоны, красные и оранжевые сердолики, вишневые гранаты, прозрачный горный хрусталь, пестрые яшмы, многослойные сардониксы. Иногда с резных камней делали копии – литики, отливая их в стекле. Эти миниатюрные произведения именуют геммами. Именно греки явились непревзойденными мастерами искусства глиптики, создавшими настоящие шедевры художественной резьбы по камню. По способу изготовления геммы делятся на две категории: камеи – камни с выпуклыми рельефными изображениями и инталии – камни с углубленными изображениями. В истории глиптики инталии намного древнее камей. Углубленная резьба инталий давала возможность делать с них оттиски, служившие в древности печатями.
В архаический период (VI – начало V вв. до н.э.) излюбленной формой были печати, на выпуклых спинках которых вырезалось изображение священного жука египтян – скарабея. В эпоху классики (V – начало IV вв. до н.э.) печати повторяют форму скарабея, но выпуклая спинка становится гладкой с продольными отверстиями. Такие инталии получили название скарабеоидов.
Несомненно, что причиной широкого распространения в этот период резных камней было не только стремление обладать миниатюрными, искусно украшенными камнями, но и чисто практический взгляд на инталии как на предмет, чьи оттиски могли использоваться, например, вместо подписи.
Завоевательные походы Александра Македонского на Восток позволили греческим резчикам смело разнообразить прежде скромные по расцветке материалы яркими цветными камнями. Репертуар изображений также обновился и расширился – например, вошли в обиход геммы с портретными изображениями. С конца I в. до н.э. мода на резные камни приобрела такой размах, что художественный уровень резьбы уже не мог удержаться на прежней высоте: началось массовое изготовление простых и дешевых печатей среднего качества. В разных концах обширной Римской империи появились местные камнерезные мастерские, куда приглашались греческие резчики. Излюбленной формой камня становится тонкая плоская пластина, иногда со срезанными наискось сторонами. Очередной – и последний – взлет искусства глиптики совпадает с рубежом двух великих эпох, концом I в. до н.э. – началом I в. н.э. Тематика изображений чрезвычайно разнообразна, но преобладают мифологические сюжеты, статуарные фигуры богов и героев с присущими им атрибутами и, конечно, портреты философов, видных политиков. Особую популярность приобретают твердые камни – николо (разновидность агата), сердолик и гранат.
С.И. Финогенова