115. КРУЖКА С ГРОТЕСКНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ СУДА ПАРИСА
Инв. II 1б 627
Малая Азия. I в. до н.э. – I в. н.э.
Глина красновато-серая, блестящая глазурь зеленоватого тона
В. 18; Ø устья 20
верхняя часть склеена, с небольшой утратой; незначительные сбои и потертости
с 1924 – ГМИИ (поступила из Румянцевского музея); ранее – коллекция Постникова, затем – Зубалова; Постниковым была приобретена у Гохмана, по свидетельствам перекупщиков, найдена в 1891 году крестьянами с. Парутино в склепе на территории некрополя Ольвии
Шварц, 1894. С. 14 сл.; Штерн, 1899. С. 22–57; Кобылина, 1947. С. 3–10; Robinson, 1965. P. 180–185, pl. LXV (b), LXVI; Марченко, 1971. С. 21–32; Античная расписная керамика, 1985. № 78 (146–148)
С наступлением эллинистической эпохи расписная керамика очень быстро уступает первенство керамике рельефной, нередко имитировавшей дорогую утварь из золота, серебра или бронзы. Декор ее исполнен либо с помощью оттиска всего сосуда в специальных формах, либо путем соединения отдельно вылепленных (вручную или также в формах) фигурных изображений с поверхностью сосуда. К числу последних относится ваза с изображением сцены Суда Париса. Это модиолус – плоскодонная кружка с расширяющимися кверху стенками и слегка отогнутым краем. Форма ее, с четкими, немного жесткими контурами, подражает изделиям из металла; на это указывает и зеленоватый цвет глазури, покрывающей сосуд и явно воспроизводящей цвет бронзы. К декору металлических сосудов восходят и такие элементы оформления кружки, как рельефная маска у нижнего корня ручки, сама ручка, исполненная в виде двух стержней, валики и желобки по верхнему краю и у дна, штампованный орнамент в нижней части тулова.
Композиция, украшающая кружку, состоит из пяти фигур: Париса, Гермеса и трех богинь – Афины, Афродиты и Геры. Они вылеплены от руки, грубоваты по исполнению и местами приобретают характер почти круглой скульптуры, едва соприкасающейся с поверхностью вазы. Трактовка каждой отличается подчеркнутой гротескностью. Парис, сидящий на камне, с большой лохматой головой, худым телом, длинными руками и ногами, выглядит испуганным и робким – ему предстоит нелегкое решение: назвать, какая из трех богинь самая красивая. Гермес, со своим неизменным жезлом – кадуцеем, терпеливо ждет ответа, подперев голову рукой. А за его спиной три богини, в длинных хитонах и туниках, отчаянно спорят между собой. Мастер намеренно придал их облику черты старух-простолюдинок, узкоплечих, длинноруких, с непропорционально большими ступнями ног. Гера одной рукой приподняла край хитона жестом, считавшимся у древних неприличным, а другой замахнулась на Афину; та отшатнулась назад и одновременно вытянула вперед руку, пытаясь защититься от удара, в то время как Афродита, прикрыв лицо покрывалом, также отпрянула назад.
Подобная пародийная интерпретация древнего мифа не была чем-то исключительным в греческом искусстве эпохи эллинизма. Начиная с IV в. до н.э. среди театральных представлений, прежде всего в городах Южной Италии, становится популярной так называемая комедия флиаков. Сцены из классических мифов предстают здесь в подчеркнуто будничной, комической, а подчас и довольно едкой интерпретации. Возможно, композиция на кружке была навеяна одним из подобных спектаклей, разыгранных уличными актерами-мимами.
До наших дней сохранилось всего несколько экземпляров модиолусов, подобных кружке из собрания ГМИИ. Все они очень близки по форме и техническому исполнению, но различаются декором. На московском сосуде представлена мифологическая сцена, вторая ваза, из Пеллы (Греция), декорирована изображением скелета, танцующих карликов и пиршественной утвари; третий модиолус, найденный близ Коринфа, украшен пышной растительной гирляндой, на стеблях которой сидят птицы. По всей вероятности, все три кружки были исполнены в одной мастерской, находившейся в Малой Азии, возможно в Пергаме, в I в. до н.э. – I в. н.э.
О.В. Тугушева