111. ДВЕ ЖЕНСКИЕ ТЕРРАКОТОВЫЕ ФИГУРКИ

Показать сохранность, происхождение, литературу
Происхождение:

обе статуэтки до 1945 – Музей замка, Гота (Германия); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Бритова, 1969. С. 124–125, с. 173; Археология войны, 2005. C. 55, кат. 71, 72

Скрыть отдельные предметы

Обе статуэтки изготовлены в нескольких формах, детали вылеплены от руки; доработаны стекой; покрыты обмазкой и раскрашены

К числу виднейших произведений античной коропластики принадлежат женские образы Мирины, Смирны и Коринфа, созданные в раннем эллинизме. В Музее они представлены рядом примеров, среди которых две замечательные крупные фигурки. Одна из них – высокая, стройная девушка в подпоясанном под грудью хитоне и гиматии – стоит фронтально, подбоченившись, с протянутой вперед правой рукой (возможно, в ней был какой-то атрибут) (№ 111.1). Она опирается на левую ногу; правая согнута в колене и отставлена в сторону. Тонкий хитон с короткими рукавами образует на шее глубокий треугольный вырез; он высоко подпоясан красным поясом; тщательно переданные складки выделяют небольшую грудь и довольно широкие плечи. Бедра окутаны покрывалом, верхний край которого свернут в жгут, а нижний спускается до колен. Одежда образует множество складок; их расположение позволяет ощутить формы тела, его движение и гармонический, простой ритм: сильные и нежные плечи, высокая грудь, мягкие очертания живота, длинное бедро и округлое колено.

Головка чуть склонена к правому плечу. Волосы девушки разделены на отдельные пряди и уложены сзади в сложную прическу: одна часть поднята кверху, другая распущена. В пряди волос воткнуты шишечки пинии, как бы намекая на венок менады. В выражении лица девушки, во взгляде и жесте руки много индивидуального, конкретного.

Раскраска дополняет художественный эффект пластической формы: кремовый цвет тела, коричневые волосы с красными шишечками и голубыми листочками венка. Хитон окрашен в ярко-голубой цвет с красной оторочкой по вырезу и красным поясом (под грудью); низ его – розовый с голубым кантом по подолу. На ногах розовые башмачки.

Статуэтка стоящей женщины у постамента (№ 111.2) выполнена в Коринфе. По композиции она близка к «танаграм» и воспроизводит распространенный мотив стоящей фигуры, опирающейся на постамент или колонну. Наличие дополнительной опоры вне самой фигуры придавало торсу изгиб и большую свободу, что влекло за собой изменение расположения складок гиматия и придавало силуэту большую декоративность.

Стоит отметить, что для произведений коринфских коропластов характерны менее строгая композиция, склонность к оперированию большими плоскостями, крупными массами1. Широкий белый плащ воспринимается как оболочка, заключающая в себе живое тело. Фигура завершена изящной головкой с миндалевидными глазами. Гладкий лоб и прекрасный овал лица придают облику изображенной женственность и благородство.

Статуэтка деликатно раскрашена по белой обмазке: розовый гиматий декорирован красно-коричневым меандром, идущим по центру сверху вниз.

Происхождение подобных статуэток из греческих некрополей, а также сопутствующие им атрибуты, намекающие на возвращение к жизни из иного мира (веер, тамбурин, венок), сделали спорным вопрос их назначения. Одни ученые склонны видеть в них персонажей древнегреческих мифов, другие – простых гречанок. Большинство же разделяют обе точки зрения, рассматривая статуэтки и как произведения искусства, и как объекты культа.

Т.А. Ильина


________________

1 Бритова, 1969. С. 85.

 

Сайты Музея