110. ПИКСИДА С РОСПИСЬЮ В СТИЛЕ «ЗАПАДНОГО СКЛОНА»

Публикуется впервые Публикуется впервые

Инв. II 1б 612

Аттика, Греция. Вторая четверть III в. до н.э. Стиль «Западного склона»

Глина светлая, желтовато-коричневая, черный лак, накладная глина, белая и розовато-красная краски

В. (с крышкой) 10,1; Ø макс. крышки 8

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

один фрагмент вклеен, сбои глины, особенно на ребрах сосуда и крышки, утраты и потертости лака и краски

Происхождение:

в ГМИИ поступила до 1924

В эллинистической расписной керамике выделяется довольно обширная группа ваз, выполненных в так называемом стиле «Западного склона». Сам термин появился в начале XX столетия и сперва относился к сосудам, найденным во время раскопок на «Западном склоне» Афинского Акрополя. Отличительным признаком этого стиля стало включение в роспись помимо дополнительных красок и гравировки, уже применявшихся ранее, еще и жидкой глины, которой исполнялись орнаментальные мотивы и женские украшения. Впервые этот прием аттические мастера опробовали еще в конце V в. до н.э., но на протяжении IV столетия он использовался нечасто и лишь в декоре небольших сосудов. И только к концу века жидкая глина, нередко покрытая позолотой, а также густая белая и красная краски и гравировка становятся основными художественными средствами вазописцев. С их помощью выполняются геометрические и растительные орнаменты, изредка фигурки животных и людей, отдельные предметы – весь тот сравнительно небогатый круг мотивов, что свойствен вазам самого позднего этапа в истории античной расписной керамики.

Наиболее сложным и разнообразным декором отличаются амфоры стиля «Западного склона». Но и среди небольших по размерам сосудов встречаются вазочки, украшенные с особой тщательностью и выдумкой. В их числе – маленькая пиксида в собрании Музея.

Тулово и крышка по форме почти идентичны. Цилиндрическая часть, с прямыми тонкими стенками, отделена широким плоским ребром: у крышки – от куполообразного завершения, у тулова – от нижней конусовидной части, сужающейся к небольшой профилированной ножке. Вся поверхность сплошь покрыта лаком, роспись сосредоточена на крышке: вверху изображены фигурки дельфинов, ниже – широкая полоса орнамента с растительными мотивами, рядами точек и широкими полосами краски, на ребре – чередующиеся гроздья винограда и прямоугольники, составленные из рядов точек. Цилиндрическую часть крышки обрамляют два «ожерелья» с подвесками в виде бутонов, прикрепленных к широкой «ленте», и рядом мелких точек по верхнему ее краю, концы их соединяются так, словно они «связаны» между собой и дополнительно скреплены узкими белыми лентами. Фигурки дельфинов, растительные орнаменты и виноградные гроздья, «ожерелья» исполнены густой розоватой краской, местами она положена поверх жидкой глины, так что образуется довольно заметный рельеф. Белой краской даны ряды точек и «ленты».

Московская пиксида отличается довольно сложным декором. Соединенные в ее росписи растительные, орнаментальные и фигурные мотивы порознь встречаются на многих аналогичных шкатулках в течение III в. до н.э. Однако комбинация большинства из них в росписи одного сосуда характерна главным образом для второй четверти этого столетия1. Подобные цилиндрические пиксиды, известные с IV в. до н.э., были любимы женщинами эллинистической эпохи; в них они хранили украшения или разнообразные косметические средства. К сожалению, до наших дней в основном сохранились лишь части этих сосудов – только крышка или тулово. И всего в нескольких случаях можно говорить о полных экземплярах2. Пиксида из собрания ГМИИ – пример такой редкой удачи.

О.В. Тугушева


________________

1 Agora XXIX, 1997. Ch. 3.

2 Agora XXIX, 1997. Р. 188.

Сайты Музея