109. ЛАГИНОС

Публикуется впервые Публикуется впервые

Инв. II 1б 197

Малая Азия (?). Вторая половина II в. до н.э.

Глина оранжево-коричневая, желтовато-белая обмазка, коричневатый, местами рыжий лак

В. 14,4; Ø тулова 20,2

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

ручка и шейка приклеены с небольшими выкрошками по швам, вставка на тулове, скол на венчике, поверхность потерта

Происхождение:

до 1927 – Английский клуб, Москва (собрание Шахматова); Государственный музейный фонд; с 1927 – ГМИИ

В эллинистическую эпоху разнообразие форм керамики заметно сокращается. По-прежнему популярны амфоры, хотя и в сильно измененном виде, широко распространены канфары и полусферические чаши, в большом количестве – всевозможные кувшины (но не классическая ойнохоя), среди которых заметен один из вариантов, называемый обычно «лагинос». Это сосуд с низким широким туловом на плоском основании и с уплощенными плечиками, узкой, довольно длинной шейкой с небольшим округлым венчиком; вертикальная ручка, плоская или витая, соединяет его с верхней частью тулова. В большинстве случаев поверхность сосуда покрыта обмазкой – желтовато-белой или кремовой, по которой нередко исполнена роспись лаком, варьирующимся от серовато-черного до рыжего и золотисто-коричневого оттенков. Самые ранние образцы этой формы сейчас датируются концом III в. до н.э., но наибольшее распространение она получила во втором столетии. Именно к этому времени относится лагинос, хранящийся в собрании ГМИИ.

В отличие от многих аналогичных ваз у него сравнительно короткая шейка, тулово очень низкое и широкое, причем стенки его, прямые, резко расширяющиеся кверху, соединяются с округлыми плечиками под острым углом. Весь сосуд покрыт желтовато-белой обмазкой, по которой на плечиках выполнена роспись: небольшие веерные пальметты чередуются с венками, перевязанными вверху тенией. Узкие полосы лака отмечают переход от шейки к плечикам и от плечиков к тулову. Лак, положенный тонким слоем, при обжиге сильно изменил свой цвет и сейчас варьируется от темно-коричневого до рыжеватого, местами полупрозрачного, красиво сочетающегося со светлой обмазкой поверхности.

Венки и пальметты, выбранные в данном случае вазописцем, относятся к числу наиболее частых мотивов, украшающих подобные сосуды. Кроме них нередки гирлянды плюща или лавра, сосуды и музыкальные инструменты, ленты-тении. В античных источниках лагинос упоминается как принадлежность симпосиев, причем отмечается булькающий звук, издававшийся этим сосудом, когда из него наливалось вино1. С другой стороны, ряд мотивов, таких как ленты-тении и венки, может указывать и на его ритуальный, возможно, погребальный характер.

Изготовлялись лагиносы во многих античных центрах, среди которых исследователи выделяют прежде всего Пергам, а также Кипр и Александрию2. Находят их во время раскопок по всему Средиземноморью и в Северном Причерноморье3.

О.В. Тугушева


________________

1 Agora XXIX, 1997. Р. 226.

2 Agora XXIX, 1997. Р. 225.

3 Известно, по крайней мере, два лагиноса, найденных в Ольвии; один хранится в со-брании Гос. Эрмитажа (инв. О.1907.6), другой – в музее Касселя (inv. Т. 495 – CVA Kassel 2, 1975. Taf. 87, 1–2); еще один был найден в некрополе Кеп (Античное наследие Кубани, 2010. С. 547, рис. 17).

Сайты Музея