108. ГИДРИЯ ГАДРА С БЕГУЩИМИ ВОИНАМИ
Инв. I 1а 2983
Александрия (?), Египет Последняя четверть III в. до н.э.
Глина, серовато-коричневый лак, белая краска
В. 38; Ø тулова 26.1
одна ручка приклеена, мелкие сбои и царапины на поверхности
до 1911 – собрание В.С. Голенищева (приобретена им в Египте); с 1911 – ГМИИ
Ростовцев, 1912 (2). С. 61–67; Блаватский, 1953. C. 245–246, с. 244 (рис.); Guerrini, 1964. Gruppo A, no. 7, tav. 1, A7; Античная расписная керамика, 1985. № 76 (144); Enklaar, 1985. P. 140–141
В эпоху эллинизма расписная керамика очень быстро сменяется вазами, украшенными разного рода рельефами и налепами. Лишь немногие типы сосудов сохраняют живописный декор. Гидрии Гадра относятся к их числу. Они получили свое название по некрополю Гадра в Александрии, где в конце XIX в. было найдено большое число подобных ваз. Все они служили урнами для праха умершего. Декор их, обычно выполненный серовато-коричневым лаком, очень скромен и напоминает чернофигурные росписи. Преимущественно это растительные орнаменты (побеги плюща и виноградной лозы, венки, пальметты), а также дельфины, птицы, иногда животные или чудовища в геральдических позах. Встречаются композиции с изображением фигур воинов, Эрота или Ники между треножниками. Реже гидрии Гадра украшались полихромной росписью, с использованием красной, желтой и синей красок, положенных на белую гипсовую обмазку. Иногда на тулове, под росписью, начертано имя умершего и даже его профессия, чаще всего это воины.
Гидрия из московского собрания относится к числу ваз с так называемым монохромным декором. Рисунок выполнен непосредственно по глине, поверхность которой предварительно была тщательно заглажена; серо-черный лак при обжиге местами приобрел светло-коричневый, иногда рыжеватый оттенок, благодаря чему роспись хорошо гармонирует с желтовато-бежевым тоном самой глины; кроме того, в деталях очень скупо применена белая краска. На шейке – лавровый венок с цветком в середине, на плечиках лучи и фигурки прыгающих дельфинов. Роспись тулова занимает фриз в самой широкой его части, между ручками. На лицевой стороне изображены четыре воина, бегущие влево. У каждого на голове шлем, в руке круглый щит с эмблемой: у первого и последнего летящая птица, у второго – ионическая колонна, у третьего – собака. Фигуры воинов даны силуэтом, детали рисунка – черты лиц, контуры шлемов и щитов – процарапаны, эмблемы на щитах написаны белой краской. На обороте во фризе размещены две гирлянды из удлиненных листьев, сходящиеся к центру, отмеченному пальметтой.
Изображенная на московской вазе сцена интерпретируется как гоплитодромия – состязание в беге гоплитов, тяжеловооруженных воинов1. Как вид соревнований атлетов она получает распространение в последней четверти VI в. до н.э., в частности засвидетельствована на Олимпиаде 520 до н.э. Однако самое раннее из известных сегодня изображений подобной сцены – на чернофигурной амфоре панафинейского типа датируется ок. 540 до н.э.2. В дальнейшем сцены гоплитодромии будут встречаться на вазах разных форм, как чернофигурных, так и краснофигурных, – амфорах, кратерах и особенно на ранних краснофигурных киликах3. Есть также несколько примеров подобной сцены на панафинейских амфорах конца IV в. до н.э.4. Кроме того, на ряде ваз появляются изображения отдельных фигур гоплитов.
В течение длительного времени производство гидрий Гадра связывалось почти исключительно с Александрией. Однако многочисленные раскопки второй половины XX в. выявили большое число подобных ваз в разных центрах античного Средиземноморья, прежде всего на Крите, где, по всей вероятности, изготавливали самые сложные и разнообразные по росписям сосуды5.
О.В. Тугушева
________________
1 Первым об этом написал известный русский ученый М.И. Ростовцев: Ростовцев, 1912 (2). С. 61–67.
2 Амфора (инв. В 143) хранится в собрании Британского музея.
3 См. подробнее: Goddess and Polis, 1992. P. 88–89; L'esport, 1992. P. 318–320.
4 Британский музей, B 608 – Beazley ARV², 1963. P. 417; Кабинет медалей, Париж (inv. 248); Лувр MN 704 – Beazley ABV, 1956. P. 415, N 11–12.
5 Callaghan, Jones, 1985. P. 1–17.