107. ФРИЗ С ХОРОВОДОМ НИМФ (ТРИ БЛОКА: А, B, C)

Показать сохранность, происхождение, литературу
Литература:

Кобылина, 1972. С. 10–11, рис. XVI; Соколов, 1975. С. 80–95; Античная скульптура, 1987. С. 86–89, № 47–49; Савостина, 1999. С. 184–189; Соколов, 1999. С. 436, ил. 314–317

Скрыть отдельные предметы

На гладком поле плиты блока А, в низком рельефе сохранилось изображение двух женских фигур, идущих вправо взявшись за руки. За левой, последней из сохранившихся фигур, следовала еще одна, от которой осталась лишь кисть руки, держащая руку предыдущей нимфы. Девушки идут на полупальцах, выступая с левой ноги. Правая фигура возглавляет процессию. Одна рука ее свободна и поднята к развивающейся накидке (кредемнону), покрывающей головной убор типа пóлоса, длинные локоны спускаются на грудь. Лицо девушки показано анфас, бедра повернуты в профиль, верхняя часть торса имеет трехчетвертной разворот. Обе нимфы (или хариты) одеты в длинные хитоны и гиматии. На левой фигуре гиматий наброшен на плечи как шаль, у правой скручен и изящно перекинут через левое плечо, спускаясь до бедер. Фигуры выполнены в архаистическом стиле. Ткань одежд драпируется мелкими параллельными складками, концы покрывал, взлетающие как бы в безвоздушном пространстве, показаны в форме «ласточкиного хвоста», напоминающего сегмент зонтика1.

Архаистический фриз с хороводом нимф, Тамань (здесь: № 107). Блок В: фимиатерий. Греция. II в. до н.э. ГМИИ, МоскваНа плите блока B сохранилось изображение трех женских фигур, идущих вправо взявшись за руки. Правая фигура, как и на блоке А, возглавляет процессию. Голова девушки, увенчанная пóлосом, повернута анфас, грудь с ниспадающими на нее длинными локонами – в три четверти, бедра показаны в профиль. Также в профиль изображены две другие фигуры. Все три нимфы одеты в длинные хитоны, поверх которых у второй и третьей через левое плечо накинуты гиматии. Фигуры выполнены в архаистическом стиле. На правом торце этого блока имеется рельефное изображение фимиатерия (рис. 31). Размещение на торце изображения свидетельствует о том, что данная плита была последней в ряду.

На гладком поле прямоугольного блока С, имеющем лесбийский киматий по верхнему краю, в низком рельефе изображены пять женских фигур, идущих взявшись за руки влево, в направлении от того края, где высечен фимиатерий. Торс левой фигуры (со сбитым верхом) показан в трехчетвертном повороте, ноги даны в профиль, так же развернута и третья фигура, три другие изображены в профиль.

Замыкающая шествие нимфа свободной рукой придерживает край хитона – длинного, как и на остальных девушках. Поверх хитонов все они имеют гиматии, некоторые – покрывала, концы которых, равно как и сами фигуры, изображены в архаистическом стиле в виде «ласточкиного хвоста». Края покрывал образуют еще один горизонтальный ярус, дополнительный к ярусу окончаний гиматиев. Все девушки, обутые в легкие сандалии, движутся на полупальцах, как в танце или хороводе. Четыре из них выступают с правой ноги, и лишь одна, вторая - с левой. Фигура этой нимфы сохранилась лучше других на данной плите. Голова ее, повернутая в профиль, с распущенными локонами, падающими на грудь, увенчана стефаной. Судя по остаткам головных уборов третьей и четвертой девушек, на них надето что-то типа пóлосов, из-под которых струятся локоны архаической прически. На правом торце сохранилось рельефное изображение фимиатерия.

Несмотря на то, что блоки были найдены на расстоянии более 30 км друг от друга, стилистические и композиционные особенности имеющихся на них изображений допускают принадлежность плит одному фризу2. Можно привести и другие аргументы в пользу этой версии. Помимо материала и размеров блоки объединяют характер их обработки, общая система крепления, проходящая по низу плит, единый архитектурный декор – лесбийский киматий, а также характерная обработка торцов и размещение на них рельефных изображений фимиатериев. Одинакова высота фигур, представленных на трех фрагментах. Между ними сохраняется определенный «шаг», варьирующийся от 11 до 17 см, что придает живость мерному движению процессии.

Находки блоков фриза разбросаны и во времени. В опубликованных И.В. Тункиной зарисовках архитектора Н.А. Львова 1803 года есть «обломок греческого барельефа на паросском мраморе, из Фанагории». Постановка фигур, особенно центральной, аналогична фигурам девушек из хоровода на блоках, обнаруженных в наше время. Вероятно, тот «обломок» был первой частью из всех найденных фрагментов собирающегося фриза.

Судя по расположению фимиатериев на торцах плит, до нас дошли два окончания фриза или его частей. В одном случае шествие направлено в сторону фимиатерия (блок В), в другом, напротив, – от него (блок С). Это значит, что в ленте фриза было, по крайней мере, два прерывающих ее проема, фигуры расходились у входа и затем сходились у выхода, двигаясь по кругу, как в хороводе. Изготовление в одном блоке с рельефом и архитектурного элемента – киматия допускает, что сооружение не имело перекрытия.

Для облегчения монтажа фриза составляющие его плиты должны были маркироваться. К такой разметке блоков, по всей вероятности, относится знак, вырезанный на поверхности рельефа С между фигурами III и IV, напоминающий букву греческого алфавита – «Λ». Буквенная маркировка известна в кладке портика Филиппа на Делосе, где блоки отсчитывались по горизонтальным рядам слева направо3. При следовании такому порядку на нашем рельефе «Λ», знак числа 11, обозначала бы одиннадцатый блок ряда.

Фигуры фриза с Таманского полуострова выполнены в архаистическом стиле, основополагающими примерами которого стали памятники IV в. до н.э.: база Четырех богов из Афин, алтарь или база из Эпидавра и самофракийский фриз4. От их трактовки зависит картина стилистической эволюции, классификация памятников и хронология принадлежащих данному направлению вещей. Сходство их со стилистикой боспорского фриза особое, и прежде всего оно проявилось в постановке и очертаниях фигур, нашедших полное соответствие. Памятники с Таманского полуострова подтверждают существование практики копирования с помощью профильных трафаретов и по методу художественного инверсирования – зеркального поворота фигур. В шаблонах, применявшихся для боспорских рельефов, могут быть выделены три типа фигур, модели которых воспроизведены в указанных основополагающих памятниках архаистики. При всей типичности изображений и трафаретном построении фигур, каждый из трех рельефов индивидуален. Представленные на них персонажи отличаются манерой исполнения, характером линий, трактовкой объемов. Сочные, наполненные жизнью фигуры нимф представлены на блоках А и В. Более жесткие очертания имеют фигуры на блоке С, в центре которого сохранилось единственно полное изображение девушки. Архетип фигур, общий с эпидаврским и афинским па-мятниками, характерный стиль изображения и форма фимиатерия не противоречат датировке памятника временем развитого эллинизма. Лишь несколько большая сухость драпировок, некоторая скованность движений, особенно заметная в движении рук нимф, указывает на более позднее по сравнению с греческими образцами конца IV в. до н. э. время создания боспорского фриза.

Найденные на территории Азиатского Боспора фрагменты архаистического фриза, хотя и были выполнены небоспорскими греками, важны для понимания культурной среды, которая создавалась на периферии эллинского мира. Она была составной: не только произведения, исполненные на Боспоре, но и привозные греческие вещи формировали художественный контекст культуры и облик удаленного от центра Греции района. Бесспорно, фриз с нимфами интересен и сам по себе: как один из достаточно ранних экземпляров архаистики он стал достойным пополнением художественного ряда основополагающих памятников этого стиля.

Е.А. Савостина


________________

1 Pollitt, 1986. Р. 178.

2 Подробнее см.: Античная скульптура, 1987. С. 89.

3 Martin, 1965. Р. 407, fig. 181.

4 Ridgway, 1990 (2).

Сайты Музея